Размышления о цвете, числе, звуке
Астрологическое исследование.
Альфред Витте, Гамбург.

Betrachtungen über Farbe, Zahl, Ton
Astrologische Rundschau, IV Jahrg., 1913.

Если посмотреть на черную линию сквозь призму из отшлифованного стекла, одна из сторон которой расположена перпендикулярно к источнику света, можно увидеть, что свет разлагается на голубой, синий, красный и желтый.
Если повернуть призму одним из ребер к свету, то цвета будут видны в другой последовательности, а именно -- желтый, красный, синий, голубой.
Если медленно вращать призму, то преломление света постепенно прекратится, и между красным и синим опять проявится черная линия.
Черная линия возникает из-за того, что карандаш оставляет на бумаге много молекул графита. Чем больше молекул сконцентрировано на определенной площади, тем чернее кажется линия, чем меньше материальных частиц в единице объема, тем белее кажется тело.
Таким образом концентрация частиц является инволюцией -- "свертыванием" вплоть до самого косного тела. Эволюция, развертывание, в противоположность, есть деление материи и молекул вплоть до абсолютного Ничто.
Если взять в качестве тела, вращающегося вследствие инволюции вокруг своей оси, черный цвет и число 1, тогда наивысшей степени эволюции и кругу бесконечной протяженности будут соответствовать число 0 и белый цвет.
Инволюция в численном выражении может быть записана как 0:10 или же 0, круг, описанный вокруг 1 так, что при взгляде сверху число 1 выглядит как точка без какой-либо боковой протяженности.
Эволюция 1:10 показывает, что даже самое маленькое тело при максимальной разряженности все еще обладает центром, телом, которое вращается вокруг своей оси, то есть пребывает в движении. Число 10 как 1 и 0 показывает, что черное уже смешано с белым, а конкретно, в пропорции 1:10. Следовательно, число 100 также смешано с белым в соотношении 1:100, 100 -- это первая степень от 10, 1000 -- вторая степень от 10 и так далее.
Сечением призмы является треугольник, желтый виден как первый цвет, если считать от вершины треугольника. Голубой виден как первый цвет, если свет проникает через широкую сторону. Красный находится между этими двумя цветами.
Если черный цвет 1 расщепляется треугольником, который направлен к источнику света вершиной, то в качестве второй ступени получаем желтый 2, в качестве третьего цвета -- красный 3 и в качестве последнего цвета -- голубой 4.
Интенсивность желтого, красного и голубого цветов зависит только от степени черноты числа 1. Чем концентрированнее молекулы числа 1, тем интенсивнее цвета. Чем белее черное число 1, тем бледнее становятся желтый, красный и голубой. То есть абсолютно черный цвет 1 состоит из самых интенсивных желтого, красного и голубого цветов, в то время как максимально белый свет 0 разлагает число 1; поэтому сочетание 1 + 0 получается из желтого 2 + красного 3 + голубого 4 = 9.
Непрерывное деление числа 10 является творческим принципом, зачатием. Если грубо-материальная мужская 1 сочетается с женским и тонкоматериальным 0, возникает число 9 в качестве числа Творения, а 1 + 9 + 0 в качестве суммы опять дает 10 -- новое движущееся живое тело.
Таким образом, грубо-материальная 1 без тонкоматериального 0 является нежизнеспособной, так как не может размножаться и делиться. Поэтому новорожденное существо состоит не только из вещества грубого плана, из косной материи, но и из тонкой материи как кольца вокруг грубого вещества.
Число 9 может быть представлено в виде суммы двух чисел несколькими различными способами:
      желтый 2 и синий 7 (красный 3 + голубой 4).
      красный 3 и зеленый 6 (желтый 2 + голубой 4).
      голубой 4 и оранжевый 5 (желтый 2 + красный 3).
Желтый и синий цвета спектра являются дополнительными друг к другу, то есть, если их наложить друг на друга, получится белый цвет.
Так, например, если в течение некоторого времени пристально смотреть на желтый цвет, а затем резко перевести взгляд на лист белой бумаги, то бумага покажется синей. Красный и зеленый -- это тоже дополнительные цвета, как и голубой и оранжевый, потому что вместе они дают белый{1}.

*    *    *

Поскольку нота c1 соответствует звуку с вдвое большим количеством колебаний в секунду, чем та же нота c предыдущей октавы, то, применяя этот факт к вышеприведенному примеру с числами, получаем, что черный цвет 1 имеет вдвое меньшую частоту колебаний по отношению к числу 10, потому что звук c1 в цветовом эквиваленте должен быть вдвое светлее звука c, а число 10 -- это черная 1 смешанная с белым 0, таким образом 10 на октаву выше 1.
Числами, выражающими соотношение октав, являются:
1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 и т.д.
Суммы цифр этих чисел порождают ряд:
1, 2, 4, 8, 7, 5; 1, 2, 4, 8, 7, 5; 1, 2, 4, 8, 7, 5 и т.д.
Если разделить 10 на 7, и записать частное в виде ряда чисел, то получится:
1, 4 2 8 5 7, 1 4 2 8 5 7, 1 4 2 8 5 7, 1 4 2 8 5 7 и т.д.
Если расставить повторяющиеся числа по углам шестиугольника
 

1

 

4

 

7

2

 

5

 

8

 
то окажется, что противоположные числа в сумме дают число 9.
В результате умножения частного 1, 4 2 8 5 7 1 на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и так далее, получаем последовательность:

20 : 7 =

2,

8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 2 ...

30 : 7 =

4,

2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 ...

40 : 7 =

5,

7 1 4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 ...

50 : 7 =

7,

1 4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 ...

60 : 7 =

8,

5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 ...

70 : 7 =

9,

9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 ...

80 : 7 =

11,

4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 ...

150 : 7 =

21,

4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 ...

220 : 7 =

31,

4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 ...

710 : 7 =

101,

4 2 8 5 7 1 4 2 8 5 7 1 4 ...

Суммы цифр чисел, выражающих соотношение октав, повторяются снова в том же порядке после умножения 10 на 7, восьмое умножение открывает диапазон новой октавы, и десятки дают ей начало.
Из 700 : 7 получается число 100, и прибавление 10 : 7 начинает новый ряд октав.
Если разделить октаву диатонической гаммы на 12 полутонов так, чтобы интервалы прогрессивно возрастали, то октава образует арифметический ряд третьего порядка. Получатся следующие интервалы: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24 колебаний в секунду{2}. В сумме они дают 210. Таким образом, первый тон гаммы должен иметь 210 колебаний в секунду. Тогда получается последовательность, согласно которой присвоенное на международной Конференции в Вене в 1885 году ноте a (ля) приблизительное значение 435 колебаний в секунду является весьма условным.

Число колебаний в секунду.

gis 210 gis1 420    

по Гельмгольцу,
"Учение о тональных
колебаниях"

a 222 a1 444 a1 440
ais 235 ais1 470    
h 249 h1 498 h1 495
c1 264 c2 528 c2 528
cis1 280 cis2 560    
d1 297 d2 594 d2 594
dis1 315 dis2 630    
e1 334 e2 668 e2 660
f1 354 f2 708 f2 704
fis1 375 fis2 750    
g1 397 g2 794 g2 792
gis1 420 gis2 840    
Раньше во Франции камертон ноты a (ля) совершал 444 колебания в секунду.
Суммы цифр интервалов

c

--

cis

относятся между собой так,
как числа в последовательности
сумм цифр чисел, выражающих
соотношение октав.

cis

--

d

dis

--

e

e

--

f

fis

--

g

g

--

gis

a

--

ais

ais

--

h

Суммы цифр интервалов

gis

--

a

относятся между собой так,
как числа 3, 6, 3, 6, 3.

h

--

c

f

--

fis

Суммами цифр интервала d -- dis являются числа 9, 9, 9, 9.

Таким образом суммы 

3, 6, 3, 6

 

6, 3, 6, 3

 

9, 9, 9, 9

 

3, 6, 3, 6

 

6, 3, 6, 3

разбивают октаву на четыре части. Разделим круг на четыре части, затем каждую часть еще на три части, и в сектора поместим суммы цифр интервалов. Затем отложим на полученных радиусах окружности расстояния, увеличивающиеся пропорционально интервалам между двенадцатью тонами: 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и так далее. Теперь, если указать на точках пересечения названия нот, то такое расположение тонов даст раскручивающуюся из центра спираль. Расстояние между двумя соседними нотами будет равно половине расстояния между теми же нотами следующей октавы. Если посмотреть через призму на какой-нибудь предмет, то мы увидим, что на одной стороне предмета располагаются черный, красный, желтый, белый, а на другой стороне предмета -- черный, фиолетовый, голубой, белый цвета. Черный, красный и желтый являются позитивными, более вещественными, в отличие от голубого, фиолетового и черного (белого? -- А.Т.), которые являются негативными.
Но негативное и позитивное соединяются в призме: как желтый с голубым в зеленый цвет или как красный с фиолетовым в розовый. Зеленый и розовый -- это дополнительные цвета. Луч света, который преломляется через призму, дает такую последовательность цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В стекле негативное и позитивное соединяются и дают зеленый цвет. Соединение позитивного и негативного происходит, как уже было показано выше, в числе 9.
Суммы интервалов между d и dis дают только девятки.
Интервал между d и dis составляет 18, 18 в квадрате дает 3, 2, 4.
Вычислим суммы цифр квадратов интервалов:

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

144

169

196

225

256

289

324

361

400

441

484

529

576

9

7

7

9

4

1

9

1

4

9

7

7

9

Здесь 9 между числами 1 и 1 опять выступает в качестве центрального числа 9.
Если расположить зеленый цвет в секторе круга между d и dis, для чего два раза наносится голубой и два раза желтый цвет, то в этом случае между dis и e один раз наносится желтый цвет и три раза голубой цвет, между e и f -- четыре раза голубой цвет, а затем три раза голубой, два раза голубой и один раз голубой, чтобы в каждом случае по семь полей были покрыты одним цветом во всех его более и менее насыщенных градациях. В таком случае между gis и a четыре раза располагается красный цвет, между c и cis -- четыре раза желтый цвет, а между e и f четыре раза голубой цвет. Тогда смесь цветов для различных тонов будет следующей:

g1

пурпурный cis2 желто-зеленый
gis1 красный d2 зеленый
a1 цвет киновари dis2 сине-зеленый
ais1 оранжево-красный e2 голубой
h1 золотисто-желтый f2 синий
c2 желтый fis2 фиолетовый
    g2 розовый

Мажорные тональности (dur) и родственные им минорные трезвучия (moll) расцвечиваются следующим образом:

C-dur желтый c A-moll цвет киновари a
голубой e желтый c
розовый g голубой e


Первая степень

F-dur синий f G-dur пурпурный g
цвет киновари a золотисто-желтый    h
желтый c зеленый d
 
D-moll    зеленый d E-moll голубой e
синий f розовый g
цвет киновари a золотисто-желтый h


Вторая степень

B-dur оранжево-красный ais D-dur зеленый d
зеленый d фиолетовый fis
синий f цвет киновари a
 
G-moll розовый g H-moll золотисто-желтый h
оранжево-красный    ais    зеленый d
зеленый d фиолетовый fis


Третья степень

Es-dur сине-зеленый dis A-dur цвет киновари a
розовый g желто-зеленый cis
оранжево-красный ais голубой e
 
C-moll желтый c Fis-moll    фиолетовый fis
сине-зеленый dis    цвет киновари a
розовый g желто-зеленый cis

Судя по приведенным выше цветам, разница между C-dur и A-moll заключается в отличии оттенков красного в C-dur с трехкратным красным и одним голубым и в A-moll с трехкратным красным и одним желтым. В таком случае связующим тоном между C-dur и A-moll должен быть gis, четырехкратный красный.
Гармоничные цвета располагаются на секторах круга в виде равностороннего треугольника.
Связанными (гармоничными) друг с другом являются:

красный

 

оранжево-красный

желтый

        

зеленый

голубой

 

фиолетовый

    

цвет киновари

 

золотисто-желтый

желто-зеленый

 

сине-зеленый

синий

 

пурпурный/розовый

Вокруг черного центра, который представляет собой основной тон, обертоны из различных октав разворачиваются в виде круга, состоящего из оттенков всех цветов от черного до фиолетового.
Излучение, эманация каждого тела также должна проявляться аналогичным образом. Исходящие из тела эманации разворачиваются от красного до фиолетового, то есть физические тела подвержены диссоциации и постепенно распадаются на отдельные элементы, как это можно наблюдать в случае с излучением радия, когда грубо-материальное замещается на тонкоматериальную, газообразную субстанцию{3}.
Применяя вышеизложенное к нашей Солнечной системе, можно представить Солнце в виде центра, вокруг которого в различных исходящих от него цветовых слоях группируются планеты. Планеты, являющиеся эманациями Солнца, уплотнились в разных цветовых слоях или, иначе говоря, колебательных уровнях и достигли консистенции твердых тел. Каждая планета также как Солнце окружена цветовыми слоями, которые частично уплотнились до консистенции спутников.
В соответствии с законом когерентных, настроенных в унисон струн, камертон ноты а (ля), благодаря генерируемым им звуковым волнам, возбуждает колебания во втором таком же камертоне, так что второй камертон тоже начинает издавать тон а (ля). Соответственно, различные колебательные уровни небесных тел, возможно, также связаны между собой, то есть можно предположить, что любое тело на планете Земля, вследствие своих эманаций или эволюционных процессов, химическим или термоэлектрическим путем связано с Солнцем и планетами.
Таким образом эволюцию, развитие тела, в данном случае Солнца, можно описать последовательностью: Меркурий, Венера, Земля, Марс, планетоиды, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и так далее.
А поскольку любое тело в процессе своей эволюции действует не только на грубо-материальном, но и на тонкоматериальном, интеллектуальном уровне, названия планет также оказывают значительное воздействие на уровень духовного и умственного развития.

~~~~~~~~~~

Комментарии:

{1} Описываемая система кодирования цвета (соответствия чисел цветам спектра) может показаться несколько архаичной, поскольку цветное телевидение и индустрия полноцветной печати подарили нам строгую математическую теорию цвета. Кодирование цвета в лучевых трубках осуществляется в системе RGB, где R -- красный, G -- зеленый, B -- синий. В цветной печати используется система CMY: C -- голубой, M -- малиновый, Y -- желтый.
Принципиальная разница этих двух систем состоит в способе получения цвета: в RGB цвет складывается из трех базовых цветов (аддитивная схема, основанная на излучении света), а в CMY вычленяется из белого (субстрактивная схема, основанная на нанесении краски и изменении отражательных свойств поверхности).
Существует также еще одна система кодирования цветов -- HSL, где H -- цветовой угол, S -- насыщенность, L -- яркость. Цветовой угол вычисляется при помощи окружности, на которую проецируется весь спектр цветов от красного до фиолетового.
Основные восемь цветов в различных системах записываются следующим образом:

RGB

CMY

H

Цвет

000(0)

111(7)

--

черный

001(1)

110(6)

240°

синий

010(2)

101(5)

180°

зеленый

011(3)

100(4)

120°

голубой

100(4)

011(3)

красный

101(5)

010(2)

300°

малиновый

110(6)

001(1)

60°

желтый

111(7)

000(0)

--

белый

В RGB и CMY цвета представлены в виде двоичного кода и соответствующих десятичных чисел, для HSL приведен цветовой угол H.
Как нетрудно заметить, лишь система HSL в какой-то степени отражает физическую природу цвета, заключающуюся в разнице длин световых волн: красные -- самые длинные, фиолетовые -- самые короткие, зеленые -- средние в диапазоне, воспринимаемым человеческим глазом.
Развиваемая в данной работе система соответствий цвет -- число, основанная на естественных природных аналогиях, сочетает в себе элементы, а, следовательно, достоинства и недостатки всех трех систем, с преимущественным уклоном в сторону более натуральной системы HSL.

{2} На самом деле указанные интервалы темперированной гаммы составляют: 12.49, 13.23, 14.02, 14.85, 15.73, 16.67, 17.66, 18.71, 19.82, 21.00, 22.25, 23.57, 24.97 колебаний в секунду. Поэтому они лишь примерно могут быть выражены приведенной в статье целочисленной последовательностью, тем более, что истинные значения последних двух интервалов 23.57 и 24.97 отличаются от используемых в статье 23 и 24 более чем на полгерца.

{3} Очевидно, речь идет о первых опытах с радиоактивностью.


Перевод с немецкого Юрия Карпенко под редакцией Альберта Тимашева
Русский текст статьи © 1998 Альберт Тимашев и Юрий Карпенко
Комментарии и оформление © 1998 Альберт Тимашев
17160 посетителей с 28 августа 1998 года
Если у Вас есть замечания или предложения, пишите webmaster'у.

Астрологическая Консультационная Служба портала Русская Профессиональная Астрология