Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: "Альмагест" Птолемея
Date : 08 Aug 2000 13:49 GMT
From : Albert R. Timashev [arta] (arta@astrologer.ru)
To : All
Добрый день!
Как это всегда [у меня;] бывает, начав читать один источник, сразу начинаешь
доставать с полки один за другим смежные труды и искать пересечения.
Так вышло и с Сурья-Сиддхантой - с полки перекачевал на рабочий стол
"Альмагест" Клавдия Птолемея, который был создан примерно за 100 лет до
Сурья-Сиддханты.
И на первых же двух страницах первой книги я прочитал следующее (перевод с
английского опять мой):
[начало цитаты]
Аристотель делит теоретическую филосифию ... на три основных категории:
физику, математику и теологию. Всё существующее состоит из материи, формы и
движения; и ничто их этих трех невозможно наблюдать как субстрат само по себе,
без других: их можно только воображать. Первопричина перводвижения вселенной ...
может быть представлена как невидимое неподвижное божество; раздел, изучающий
это есть теология, поскольку этот вид деятельности относится к высочайшим
сферам вселенной, и может быть лишь умозрительным, так как полностью отделен от
воспринимаемой реальности. Раздел, изучающий материальную и вечно-движущуюся
природу, которая может быть охарактеризована как "белая", "горячая", "сладкая",
"мягкая" и тому подобными качествами, называется физикой; такой порядок вещей
установлен (по большей части) среди подверженных разрушению тел и под лунной
сферой [считалось, что за лунной сферой все тела вечные - АТ]. Тот раздел,
который определяет природу переплетений форм и движений, и который служит для
изучения формы, числа, размера, места, времени и т.п. называется математикой.
Предмет изучения математики определяет ее положение между другими двумя,
поскольку, во-первых, он может быть постигнут как с помощью ощущений, так и без
них, и, во-вторых, он есть атрибут всех существующих вещей без исключения, и
смертных, и бессмертных: для тех вещей, которые находятся в постоянном
изменении, он изменяется вместе с ними, для вечных вещей, имеющих неизменную
природу, он сохраняет неизменную форму неизменной.
Из всего этого следует вывод, что первые два раздела теоретической филисофии
скорее должны называться догадками и предположениями, чем знанием; теология -
из-за своей полностью невидимой и невоспринимаемой природы, физика - из-за
неустойчивой и неясной природы материи; из-за чего нет никакой надежды, что
философы когда-либо придут к единому мнению о них; и только математика может
предоставить уверенное и непоколебимое знание ей преданным, когда они
приближаются к ее строгости. Это так, потому что ее способ доказательств
осуществляется неоспоримыми методами, а именно арифметикой и геометрией. Отсюда
мы переходим к исследованию именно этой части теоретической философии ..., но
особенно теории относительно божественных и небесных вещей. Поскольку лишь это
одно предназначено для изучения вечной неизменности. По этой причине математика
также может быть вечной и неизменной (что есть подходящий атрибут для знания) в
своей собственной области, которая также вполне ясна и последовательна. Более
того, она может работать и в областях других [двух разделов] не меньше, чем они
сами. Поэтому это лучшая наука, которая может помочь теологии на ее пути,
поскольку математика единственная способна выдвинуть правильное предположение
относительно того, что неподвижно и изолировано. Потому что она знакома с
атрибутами тех существ, которые, с одной стороны, доступны ощущениям и подвижны,
а, с другой стороны, вечны и неизменны, [под атрибутами] имея в виду движения и
виды движений. Что касается физики, то математика также может внести
существенный вклад. Практически любой собственный атрибут материальной природы
становится очевидным по ощущениям его движения с места на место. Поэтому легко
определить разрушимое от вечного по движению по прямой или по окружности,
тяжелое от легкого, пассивное от активного по направлению к центру или от
центра. С уважением к добродетельному поведению в практических действиях и
характере, эта наука превыше всех остальных вещей может дать людям ясное
понмиание; через постоянство, порядок, симметрию и спокойствие, которые связаны
с божественным, она делает своих последователей возлюбленными этой божественной
красоты, обучающей их и улучшающих их естество, приводя к подобному [себе]
духовному состоянию.
[конец цитаты]
После прочтения этих слов не остается сомнений, что Птолемей был настоящим
ученым, в полном смысле этого слова, не придававшим большого значения фантазиям,
домыслам и догадкам без должной их проверки, и опиравшимся на строго научный,
математический подход даже в теологии, не говоря уже обо всем остальном.
Кстати, "Альмагест" - это первая книга по прикладной математике (для тех
кто не знает, я по образованию как раз прикладной математик;), она так в
оригинале и называется "Математический трактат Птолемея", это уже потом путем
многократных переводов и искажений появилось слово "альмагест". А, кстати,
первая книга по теоретической математике - это "Элементы" Евклида.
Здесь очень интересно отметить контраст между началом Альмгеста и
Сурья-Сиддханты: первый начинается с рассуждений о том, что математика -
единственный адекватный язык для философского изучения реальности, а вторая - с
гимна Брахме и мифа о том, что она дана людям в виде божественного откровения
Сурьи :-) Хотя всем прекрасно понятно, что никакого откровения не было, и
индусские астрономические трактаты являются либо переводами, либо переработками
под индуизм греческих и римских источников (вплоть до греческих терминов в
индусской транскрипции и прямых указаний в первых строках - см. мое сообщение
про Сурья-Сиддханту - на то, что эти знания получены в Риме, притом что их
пришлось вымаливать и выпрашивать;)
Одним словом, хочу особо подчеркнуть для всех ценителей
медитативно-иррационального подхода, что Птолемей бы вас не одобрил :) Очень
правильную мысль, на мой взгляд, высказал Андрей Бударовский, о том, что
медитация, экстрасенсрные способности и ясновидение были необходимы
профессиональным астрологам до тех пор, пока не было точных расчетов. Эти
способности и сейчас лишними никак не будут, но их можно и нужно привлекать лишь
когда чего-то не получается достичь рациональными методами, а достичь НАДО.
ИМХО.
С уважением,
Альберт Тимашев