Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Что такое "ДЭН"?
Replies: 11156
Date : 16 Jan 2001 20:03 GMT
From : Александр Солодухин [Alexander] (algedi@mail.ru)
To : LAO [Eugen Talanoff]
Добрый день!
L> Уже несколько лет я пытаюсь найти первоисточник появления в отечественной
L> астрологии понятия "ДЭН". Которое выдают за что-то китайское. Буду очень
L> признателен всем, кто ответит на два вопроса:
L> 1. Что означает это понятие?
L> 2. Откуда оно появилдось?
Есть "Инь" - женское начало, есть "Ян" - мужское начало, есть "Дэ" (это более
удачная транскрипция, нежели "Ден") - условно говоря, среднее начало, третий
полюс. Оно широко освящено в Даосизме. К примеру, любой коан представляет собой
упражнение в попытке мыслить тройственными категориями, а не дуально, как это
сейчас принято повсеместно.
В качестве разъяснения прилагаю свою небольшую статью по сходной тематике:
И-Цзин и подобные системы.
Александр Солодухин.
И-Цзин основан на принципе двоичности, но вот насколько применим этот принцип
двоичности, где лежит граница его применимости - это самое на мой взгляд
интересное, здесь я могу привести свои соображения по этому поводу.
Понятно, что И-Цзин легко описать в двоичной системе счисления, в которой
только "0" и "1", поэтому первые восемь цифр запишутся следующим образом:
0 = 000 2 = 010 4 = 100 6 = 110
--- --- --- --- -------- --------
--- --- -------- --- --- --------
--- --- --- --- --- --- --- ---
1 = 001 3 = 011 5 = 101 7 = 111
--- --- --- --- -------- --------
--- --- -------- --- --- --------
-------- -------- -------- --------
Если поставить вместо нуля прерывистую черту "инь", а вместо единицы -
сплошную "ян", получаем восемь триграмм, из которых составляются 64
гексагpаммы. Стоит добавить, что И-Цзин как гадательная (да и не только)
система нашла очень широкое распространение среди обычных китайцев или,
другими словами, это система для народа. Почему для народа? Это просто, так
как обычный смертный оценивает мир дуальным образом - событие по отношению к
человеку либо доброе, либо злое, либо белое, либо черное, обычный человек
рассуждает и оценивает мир именно такими категориями.
Примечательно, что в одном буддийском монастыре обнаружили сходный трактат,
назывался он "Тай Cюань Цзы" - "Книга Великой Тайны". Предназначался он для
буддийских монахов, в этом трактате были изображены 81 тетpагpамма, то есть
символы, состоящие из 4 черточек трех видов - сплошной, прерывистой и дважды
прерывистой. Для составления этой системы необходимо воспользоваться уже
троичной системой счисления, построенной на "0", "1" и "2", тогда первые
девять цифр будут записаны следующим образом:
0 = 00 3 = 10 6 = 20
-- -- -- --- --- --------
-- -- -- -- -- -- -- -- --
1 = 01 4 = 11 7 = 21
-- -- -- --- --- --------
--- --- --- --- --- ---
2 = 02 5 = 12 8 = 22
-- -- -- --- --- --------
-------- -------- --------
Если вместо двойки ("2") поставим сплошную линию - "ян", вместо единицы ("1")
- прерванную "дэ" и вместо нуля ("0") - дважды прерванную "инь", то получим
девять двyгpамм, из них составляется 81 тетpагpамма. Вроде бы с технической
стороны все просто, но интерпретация этой системы уже невозможна в рамках
обычных представлений о мире. Здесь стоит заметить, что эта система и этот
трактат предназначались для буддийских монахов, то есть как бы в закрытое
пользование. От себя я бы добавил, что видимо, не для простых монахов, а для
достигших просветления, и подталкивает меня к этому выводу коаны (это
ментальные упражнения или задачи, ответы на которые лежат за пределами
дуальных представлений о мире) в Дзен буддизме, к примеру, вот такой:
Подчиняется ли мастер Дзен (просветленный) закону причинности (кармы)?
Ответ "да" неверен и ответ "нет" тоже неверен, то есть в данном случае
дуальный подход уже не применим, решение этого коана следует искать в третьей
"дэновской" плоскости, и этот ответ будет совмещать и "да" и "нет" вместе и
тем не менее не будет ни одним из них. А коаны в Дзене для того и нужны,
чтобы вывести мышление ученика за рамки дуальности, на совершенно иной
уровень, увидеть мир совершенно по другому. У Грина есть рассказ о человеке,
умеющем летать, т.е. имеющем возможность перемещаться в трех измерениях, в
отличие от всех остальных людей, который ходят только по плоскости и процесс
ходьбы является здесь символом мышления: мышление "трехмерное" или
трехполюсное, противопоставленное обычному плоскому (двумерному, бинарному
или двухполюсному), присущему обычному человеку.
Вот здесь и зарыт ответ о рамках применимости "И-Цзина", которые определяются
категориями, которыми человек мыслит.
Интересен такой факт, в обычных компьютерах, как известно, применяется именно
двоичная система счисления, построенная на "0" и "1". У нас в стране (в
России) существуют компьютеры, использующие троичную систему счисления, то
есть построенную на "0", "1" и "2", в свое время производители отказались от
этого типа компьютеров по причине их необычайной устойчивости к сбоям и
поломкам, они практически не ломались, и производителям, конечно же было не
выгодно их производство. Такого рода компьютеры нашли свое применение в
военной промышленности. В чем секрет устойчивости этих компьютеров к разного
рода сбоям перед обычными компьютерами? Может это чисто технический вопрос,
но он наталкивает на определенные и философские размышления : живем то мы в
3-х мерном (временные измерения пока не в счет) мире, и принцип троичности
куда более полно ему соответствует, нежели дуальный "И-Цзиновский" подход.
По аналогии к И-Цзинy и Тай-Cюань-Цзы можно составить систему, основанную на
четверичном принципе счисления, там будет 256 тетpагpамм, составленных из 16
двyгpамм, каждая из которых составляется из 4 видов черточек - сплошной,
прерванной, дважды прерванной и трижды прерванной. Но в нашем мире эта
система будет бесполезна, проинтерпретировать такие тетpагpаммы просто не
будет никакой возможности, хотя она могла бы найти свое применение в мире с
большим числом размерности, например, 4-х мерном. Именно поэтому можно
утверждать, что наш мир тройкой и ограничивается, понять природу остальных
цифр во всей их полноте - задача практически не выполнимая, так как максимум
на что мы способны в этом мире - это на трехполюсное мышление. Используя
описанный выше подход, можно не только составить различные "гадательные"
системы (слово "гадательных" не спроста взято в кавычки, так как это скорее
философские системы, позволяющие более полно и многогранно описывать и
анализировать различные явления в мире), но и определить границы их
применимости, что, согласитесь, очень важно в первую очередь для понимания
самих "гадательных" систем.
16 Августа 1998 г.
Всего наилучшего, Александр Солодухин