Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: О судьбе
Replies: 22484
Date : 04 Oct 2003 13:35 GMT
From : Anatoly Mikhailovich [Anatoly] (oldscientist@mail.ru)
To : All
SE> Я называю статьей любое последовательное изложение материала.
http://www.astrologer.ru/netforum/message.cgi?id=22475&
<b>Либретто</b> (итал. libretto, буквально - книжечка), словесный текст
музыкально-драматического произведения - оперы, оперетты, в прошлом и кантаты,
оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение
содержания оперы, оперетты, балета. Название связано с тем, что оперные Л. с
конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.
Л. представляет собой литературно-драматическую основу оперы. Вплоть до середины
18 в. в композиции Л. господствовала определённая схема, обусловленная
однотипностью музыкально-драматических задач. Поэтому одно и то же удачное Л.
нередко многократно использовалось различными композиторами. Позднее Л., как
правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором, порой при его
непосредственном участии, что обеспечивает более полное единство действия, слова
и музыки. Начиная с 19 в. некоторые выдающиеся композиторы, обладавшие
литературно-драматическим дарованием, создавали Л. своих опер самостоятельно (Г.
Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в 20 в. - С. С. Прокофьев, К.
Орф и др.).
Основным источником сюжетов Л. является народная поэзия, легенды, сказки и
профессиональная художественная литература. При переработке в Л. литературные
произведения обычно подвергаются значительным изменениям, вплоть до
переосмысления самой их концепции ("Пиковая дама" у А. С. Пушкина и П. И.
Чайковского). Лишь в единичных случаях драматические произведения используются в
Л. почти полностью ("Каменный гость" Даргомыжского по Пушкину, "Пелеас и
Мелизанда" Дебюсси по Метерлинку и др.).
Типы Л., их особенности очень многообразны как по содержанию, так и в смысле
общего построения, применения стихотворного и прозаического текста, наличия или
отсутствия подразделения текста на номера и т. п. История Л. неразрывно связана
с историей самой оперы во всех её жанровых и национальных разновидностях.
Каждому исторически конкретному типу оперы отвечает свой тип Л.
<b>БCЭ</b>