Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Джиотиш
Replies: 23281
Date : 28 Nov 2003 23:17 GMT
From : Каринэ Диланян [metainfo] (info@astrol.ru)
To : Gleb Iastrebov [gleb14]
Здравствуйте, еще раз, Глеб!
GI> Я вижу здесь большую проблему. Индийская астрология имеет огромное
GI> количество
GI> правил, логику которых понять далеко не всегда возможно. Понимают ли ее
GI> сами
GI> индийские астрологи? Что-то вроде "Если Луна в такой-то лунной стоянке, то
GI> у
GI> человека будет сварливый характер". (Пример условный.) Откуда эта
GI> характеристика? Логику обычной "западной" астрологии мы все чувствуем
GI> (кто-то
GI> лучше, кто-то хуже). Не нужно лезть в справочник, чтобы узнать значение
GI> того или
GI> иного аспекта. С индийской астрологией этого не происходит. По крайней
GI> мере, у
GI> меня.
Вы указали на два кардинально отличных подхода к знанию: восточный и западный.
Западный подход характеризуется тем, что он выстраивает цепочку доказательств.
Он отвечает на вопрос: "Почему?". Восточный подход характеризуется тем, что там
знание считается божественным даром. Там никто не задает вопрос почему, а если и
задаст, то получит ответ: "Потому что так сказано в шрути". Предание гласит, что
Пифагор принес знание своей теоремы из Египта, там жрецы знали про квадрат
гипотенузы..., но им не приходило в голову выстраивать систему доказательств.
Заслуга Пифагора состит не в том, что он открыл "квадрат гипотенузы...", а в
том, что он ДОКАЗАЛ свою ТЕОРЕМУ.
Думаю, что если индийские астрологи и понимают логику правил, то не все и не
всю. В частности, К.-Н. Рао говорил, что так как ОН преподает астрологию, в
Индии не преподает никто. Никто не объясняет ПОЧЕМУ, правила заучиваются
наизусть (кстати, очень большую часть вычислений индийские астрологи делают в
уме). Это такая специфика.
GI>
GI> Еще одна проблема. По моему впечатлению, индийская и "западная" астрология,
GI> в
GI> сущности, основаны на одних и тех же принципах, просто джьотиш пользуется
GI> другим
GI> Зодиаком и сохранил методы, на Западе давно забытые. Если, скажем, при
GI> описании
GI> Солнца в Тельце индусские и западные астрологи пользуются одинаковыми
GI> принципами, то при толковании гороскопа человека, рожденного 30.04 кто-то
GI> из них
GI> ошибается. (Индусы решат, что имеют дело с Овном, а европейцы будут считать
GI> его
GI> или ее Тельцом.) Можно ли разрешить это противоречие, не апеллируя к
GI> Иррациональному? Плюс тот неудобный факт, что многие индусские
GI> астрологические
GI> техники производят впечатление заимствованных то ли из Средиземноморья, то
GI> ли из
GI> Вавилона. Грубо говоря, может, индийская астрология в чем-то по крупному
GI> заблуждается?
Я думаю, что к индийской астрологии нужно подходить как к целостной системе,
самостоятельной, самоценной, имеющей в своем арсенале средства, которые в
западной астрологии отсутствуют. Помимо этого, с помощью индийской астрологии
можно понять, как работают старые традиционные западные техники и какие-то
вопросы прояснить.
На мой взгляд, искать какая система древнее не имеет смысла: знание мигрировало,
видоизменялось, обогащало разные культуры. На международном конгрессе, который
мы проводили в этом году, британский астролог Грэм Тобин делал доклад "Гороскопы
в истории" (доклад этот, кстати, опубликован в журнале "Колесо времени" ? 2,
2003). Он показывал схему миграции астрологического знания и эволюцию толкования
гороскопов в западной традиции. К.-Н. Рао очень высоко оценил этот доклад и, по
ходу дела, возникали диалоги индийско-западные. Рао подтверждает и наличие
персидских влияний на индийскую астрологию, да и те, кто более-менее погружен в
эту тему, видят эти влияния.
GI>
GI> Я штудировал подшивку The Astrological Magazine. Очень отрезвляет. Конечно,
GI> там
GI> есть немало ценных вещей. Но вместе с тем: несбывшиеся политические
GI> прогнозы,
GI> малоконкретные политические прогнозы, "механистичность" в толковании
GI> гороскопов.
GI> Немало снобизма: дескать, у нас Традиция, а на Западе - неизвестно что.
Видимо, Вы говорите о журнале д-ра Рамана.
Насчет снобизма: индусы вообще очень высоко ценят свою культуру, этому неплохо
было бы поучиться у них. Насчет "у нас Традиция, а на Западе - неизвестно что"
-- в общем-то верно. Другое дело, что иногда выводы делаются на основании
неполной информации, но ведь и у нас далеко не полное представление об их
традиции, а выводы многие делают самые категоричные.
Среди
GI> западных искажений многие упоминают введение в натальную карту Урана,
GI> Нептуна и
GI> Плутона. (Но мы-то знаем, что эти планеты "работают"!) В общем, у меня было
GI> впечатление несоответствия товара рекламе.
Мне кажется, западным астрологам еще предстоит проанализировать тот тип
астрологии, который они практикуют, он, несомненно, отличается от того, что
делают индийские астрологи.
GI>
GI> Однако я не забыл Вашего поразительного опыта с д-ром Рао. Может, известные
GI> мне
GI> книги и журналы по джьотишу просто отражают неспособность подняться до того
GI> высокого уровня, который предполагают индусские техники? Может, у них есть
GI> какие-то свои методы, которые они не раскрывают?
GI>
И это верно, но есть и другие проблемы, которые впроброс не хочется обсуждать.
Всего хорошего,
К. Диланян