Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Модель судьбы и астрология
Date : 29 Sep 2005 23:20 GMT
From : Alexey Agafonof [Agafonov] (Agafonov@urania.ru)
To : Sergey Evtushenko [Ardashir]
Добрый день всем!
Хотел бы внести скромный вклад в дискуссию.музыка и астрология
Аспекты и музыкальные интервалы сравнивал еще Пифагор. Аспект получаем, разделив
окружность Зодиака по определенным правилам. Интервал получаем, укорачивая
струну: чем струна короче, тем звук выше. Сама звучащая струна - это основной,
нижний звук интервала. Деля струну на части, можно получать звуки различной
высоты, находящиеся с начальным звуком в том или ином музыкальном интервале.
Например, ½ струны дает октаву к начальному звуку. ½ Зодиака дает
оппозицию. Таким образом, октаву можно символически сравнить с оппозицией: нота
встречает своего 'двойника' на октаву выше.
В музыке октава называется первой гармоникой основного тона. Однако Дж.Эдди,
автор сенсационной для западноевропейских астрологов книги 'Гармоники в
астрологии', предложил называть астрологические гармоники в соответствии с
числом знаменателя. Поэтому оппозиция - аспект второй гармоники, трин (1/3) -
третьей и т.д.
Каждый астрологический аспект можно представить как созвучие двух тонов, двух
голосов. Гармоничные аспекты соответствуют консонансам (мягко, слитно звучащим
интервалам). Негармоничные аспекты - диссонансам (напряженным, жестким
интервалам). Чем выше номер гармоники аспекта, тем более диссонирован
соответствующий ему интервал. До некоторого предела (как и в музыке) мы ощущаем
обострение этой диссонантности, можем эмоционально откликнуться на интервал
(воплотить в жизнь идею аспекта или хотя бы отреагировать на него). Затем (при
высоких гармониках) ни узнать интервал, ни как-либо отреагировать на него мы уже
не можем.
Человеческий слух осваивал интервалы постепенно. Первым освоенным интервалом
была прима, когда два голоса звучат в унисон. Она символически соответствует
соединению. Затем были освоены квинта (трин) и октава (оппозиция), кварта
(квадратура) и существенно позже - большая терция, основа мажорного трезвучия
(секстиль). Терция довольно долго считалась диссонирующим созвучием! Консонансы
рассматривались как светлое начало, часть мировой гармонии, а диссонансы - как
напряжение, требующее разрешения. А остро, напряженно звучащий интервал тритон
вообще заслужил название 'дьявольского интервала'.
Вероятно, примерно в том же порядке осознавались и аспекты. Напомню, что любой
интервал, как и любой аспект, может быть выражен дробным числом. Осознание
интервалов и аспектов означало увеличение допустимого значения знаменателя этой
дроби.
Любой диссонанс требовал действия. Он мог привести либо к более сильному
диссонансу, либо к разрешению - переходу в консонанс. В музыке чередовались
моменты напряжения и расслабления. Постепенно музыка обретала форму. Музыкальное
произведение отражало представление о развитии мира, о большом цикле, имеющем
начало, кульминацию и развязку. Начальное равновесие постепенно омрачалось
диссонансами, напряжение шло к кульминации и затем достигало разрешения в
предустановленной гармонии.
Вначале музыка была одноголосной. Ее основой была народная песня и танец,
церковный хорал. Мелодия первых песен кружилась на небольшом расстоянии от
основного тона, все ее звуки тяготели к нему. Постепенно развивалась система
тяготений между несколькими звуками, зафиксированная в ладе. Лад - обобщение
множества мелодий определенного характера.
Ладов было немалое количество, существовали лады для грустных и веселых,
лирических и боевых песен. В европейской музыке лады состояли из семи тонов.
Проиграв лад снизу вверх и обратно, вы получали определенный эмоциональный
заряд. В ХХ веке им на смену пришли 12-тоновые лады, не имевшие опоры в бытовой
музыке и массовой музыкальной культуре. Профессиональная музыка 'оторвалась от
народа'.
Важно понять, что лад - не просто обобщенная мелодия, но система тяготений со
своей иерархией.
Все звуки лада тяготеют к его основному тону - тонике. Тоника организует лад,
как Солнце - солнечную систему. По-видимому, не случайно европейские лады были
именно семизвучными.
Вторым важнейшим тоном лада постепенно стала доминанта (отстоит от тоники на
квинту вверх: в до-мажоре тоника - звук до, а доминанта - звук соль). Доминанта
вбирает в себя все тяготение лада к его центру, ее стремление к тонике -
наиболее выраженное. Доминанту можно сравнить с Луной.
Тоника окружена с двух сторон так называемыми вводными тонами (ноты си и ре).
Они стремятся влиться в тонику, тяготеют к ней. Это Меркурий (нижний вводный) и
Венера (верхний вводный тон).
Сама же тоника является доминантой для ноты фа, расположенной от нее на квинту
вниз (и на кварту вверх) и стремится к ней. Поскольку нота фа расположена на
одну ступень лада ниже, чем соль (доминанта лада), она называется субдоминантой.
Переход тоники в субдоминанту требует определенного усилия, преодоления инерции,
это скачок вверх на кварту, с которого начинаются многие гимны (например, Гимн
России, Интернационал, Марсельеза). Скачок тоники в субдоминанту -- марсианское
действие. Поэтому субдоминанту (фа, цель тоники) можно сравнить с Марсом.
Юпитер в этой модели соответствует интервалу сексты (до-ля), в которой
действительно есть стремление к широкому охвату, а Сатурн - терции (до-ми) и,
вероятно, октаве, поскольку именно терция определяет внутреннюю структуру лада
(будет ли это мажор или минор), а октава - ограничивает лад извне.
До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си - До
Su Ve Sa Ma Mo Ju Me Su
Трезвучие, определяющий аккорд лада, основа его индивидуальной неповторимости,
состоит из нот до-ми-соль, или Солнце-Сатурн-Луна. Сатурн 'держит' трезвучие,
определяет его своеобразие. Чтобы понять, мажор это или минор, достаточно двух
нот: до-ми в мажоре или до-ми-бемоль в миноре. Трезвучие - простейшая
внутриладовая система.
До - Ми - Соль
Su Sa Mo
После того, как мелодия достигла субдоминанты (фа), она естественно
'переливается через край' в доминанту (соль), которая тяготеет снова к тонике.
Таким образом, у нас получается некий событийный и эмоциональный ряд,
зашифрованный в самой ходовой, основополагающей формуле европейской музыки -
тоника-субдоминанта-доминанта-тоника или (в до-мажоре) до-фа-соль-до, или
Солнце-Марс-Луна-Солнце: индивидуальность - действие - напряжение/тяготение -
разрешение. Мужчина становится воином (или действует), встречает женщину и
порождает нового мужчину. Вот какой архетип лежит в основе европейской музыки:
отец, мать и сын.
До - Фа - Соль - До
Su Ma Mo Su
Оказывается, даже самая сложная и разработанная форма европейской музыки -
сонатная - имеет в основе этот барельефный солярный архетип 'Я - моя воля - мое
стремление к продолжению себя (мое самоотрицание, моя внутренняя сторона,
анима, душа, моя основная потребность) - новый Я'. В предельном напряжении
старое Я преобразуется и порождает свое диалектическое отрицание. В этом
архетипе закодировано стремление к вечному существованию индивидуальности - а
поскольку это невозможно, то к выпуклому, скульптурному результату жизни как
целого. Изваять судьбу как 'памятник нерукотворный' - античная идея. Вспомним
Ахилла. Мать раскрывает ему два варианта судьбы: либо он проживет долгую жизнь,
либо погибнет под стенами Трои, но обретет бессмертную славу. Ахилл выбирает
второй путь.
А еще глубже в основе этого архетипа 'импульс-кульминация-разрядка' - отражение
жизни биологического существа вообще и ее основа, акт оргазма, направленный на
продолжение рода через смерть индивида.
Музыка развивалась от одноголосия к многоголосию. Любая мелодия обладает
определенной направленностью, каждый звук стремится в следующий. Музыку можно
представить как график. Мелодии в многоголосии - это линии, идущие слева
направо, из прошлого в будущее. Они могут идти параллельно, или в разные
стороны, пересекаться, сливаться.
Также - из прошлого в будущее - движутся транзитные планеты по Зодиаку. Их
движение можно отразить в графических эфемеридах, в которых по горизонтальной
шкале откладывается время, а по вертикальной - градусы Зодиака. Линия,
соединяющая последовательные положения планеты, дает кривую - нечто вроде
синусоиды, пересекающей графические эфемериды по диагонали.
Люди исполняли музыку сообща. Понадобилась ритмическая организация, организующая
музыку во времени. Это мог быть барабанный бой, хлопанье в ладоши,
притоптыванье, а затем - дирижирование. Прочертив вертикальные линии на нашем
музыкальном графике, мы получим ритмическое деление. Вертикальный срез
нескольких мелодических горизонталей зафиксирует звучащий в данный момент
аккорд. Аккорд есть не что иное, как остановленные тяготения нескольких
мелодических линий. Аккорд состоит из интервалов.
Зафиксированный момент движения транзитных планет - космограмма - состоит из
аспектов и образует сложный аккорд. Безостановочное и никогда не повторяющееся
цикличное движение планет, в котором малые циклы вложены в большие - это
полифония космоса, бесконечная смена аккордов, музыка сфер. Остановленная (на
рисунке космограммы) в своем движении планета стремится вперед, к образованию
следующих аспектов-интервалов. Все вместе планеты стремятся перейти в следующий
аккорд.
Постижение музыки небес шло параллельно с развитием музыки души. Аккорд в музыке
подобен аспектной конфигурации в астрологии. Чем выше гармоника аспектов, тем
сложнее астрологический аккорд.
Аккордовая система в музыке развивалась постепенно. Вначале аккорды могли
состоять только из консонансных интервалов. В таком случае их тяготение в
следующий аккорд сегодняшнему уху кажется достаточно слабым, а старинная хоровая
музыка (XV-XVI века) - достаточно статичной.
Это соответствует аспектным конфигурациям из одних мажорных аспектов.
Постепенно в аккордах стали использовать все более диссонансные интервалы. До
определенного предела напряженность таких аккордов возрастала, однако, когда все
аккорды диссонансные и напряженные, парадоксальным образом музыка теряет
внутренний импульс, развитие пропадает, исчезает и отличие диссонанса от
консонанса (= тьмы от света), и разрешение диссонанса ( = спасение) не
происходит. Именно такой путь музыка прошла в XIX-XX веках.
Сходный путь проходит астрология. Мы рассматриваем аспекты все более высоких
гармоник. Аспектные конфигурации, которые мы учитываем, становятся все более
искаженными по сравнению с классическими.
Музыка может быть рассмотрена как борьба горизонтали и вертикали. Горизонталь
(мелодия) ассоциируется с личностью. Вертикаль (интервал или аккорд) - с
сообществом. Музыка началась как простейшая мелодия, которую все исполняли
сообща. Здесь весь род - одно существо. Постепенно голоса приобретали
индивидуальность.
Многоголосие без выделенного основного голоса соответствует такому мироощущению,
при котором человек не выделяет себя из рода (например, грузинские хоровые
песни).
Когда в многоголосии появляется главный голос, он становится наиболее
индивидуальным, а остальные голоса теряют индивидуальность в той или иной
степени.
В лучших образцах многоголосной (полифонической) музыки, например, в фугах И. С.
Баха, все голоса и индивидуальны и равноправны одновременно. Они передают друг
другу яркую, запоминающуюся фразу - тему. Таким образом, каждый голос на
какое-то время становится неповторимым, каждый певец - индивидуальностью. Здесь
два принципа - коллективный и индивидуальный - сосуществуют и взаимопроникают.
Такой музыкальный принцип отражает определенную гармонию между личностью и
обществом - во всяком случае, идеальное представление о ней.
Параллельно с полифонией развивается гомофония, когда сольный
индивидуализированный голос звучит на фоне относительно безликого аккордового
сопровождения (индивидуальная песня, оперная ария). Так в музыке отражается
развитие европейского индивидуализма. Гомофония в XIX веке на короткое время
'побеждает' полифонию. Благодаря тому, что мелодия 'вырвалась на свободу', она
становится все более индивидуализированной. Романтическая личность стремится
утвердить свою неповторимость, расширить экспансию. Эмоциональность мелодии
растет, к началу ХХ века она становится все напряженнее: движется по
диссонирующим интервалам, соединяет несоединимое, совершает скачки, рывки,
переходит от шепота к крику и т.д. Однако чем больше мелодия (= личность)
пытается стать неповторимой, тем меньше ей удается выделиться среди себе
подобных. Когда кричат все, никого не слышно.
К ХХ веку полифония снова берет свое, однако соразмерности и гармонии добиться
уже не удается. Голоса движутся, подчиняясь абстрактным закономерностям,
сконструированным композитором. Композиторы обращаются к восточной или
негритянской музыке, придумывают искусственные лады, музыканты чувствуют, что
внутри старой системы, когда в октаве 12 полутонов, им уже тесно*. Мелодика
претерпевает такие изменения, что непрофессионалу ни понять, ни спеть ее уже
невозможно. Происходит так называемая эмансипация (освобождение) диссонанса и
девальвация (обесценивание) тяготения. Музыковеды сравнивают эти процессы с
варварским разбазариванием природных ресурсов. То есть любая какофония, которая
никуда не движется и ни к чему не тяготеет, может считаться музыкой. Тональная
система уходит в прошлое вместе с породившей ее системой общественных отношений.
На горизонте маячит призрак новой музыки, однако никто не знает, какой она
будет. Эстрада паразитирует на умирающем теле классики, повторяя ее
величественные контуры в своем мизерном масштабе, пародируя некогда живые
движущие силы в виде гротескных скачущих и гримасничающих механических кукол.
Популярная музыка осваивает те музыкальные средства, которые в профессиональной
музыке давно стали седой архаикой.
* В индийской и др. восточной музыке октава делится не на двенадцать интервалов,
а на большее их число (иногда до нескольких десятков). В индийской астрологии
этому соответствует широкое использование карт гармоник.
Развитие индивидуальности повторяет развитие общества, поэтому каждый человек
осваивает музыкальные интервалы и астрологические аспекты примерно в том же
порядке, как это делало человечество (до сих пор не освоившее как следует
оппозицию).
Человек, в молодости активно эксплуатирующий трины и секстили, в зрелом возрасте
работает по квадратам и подбирается к превращению оппозиции в аспект
сотрудничества; все настойчивее звучат кармические аспекты, а творческие играют
совершенно новыми красками; в середине жизни запевает серебряная труба
квиндечиле, слышатся потусторонние голоса септилей, а слабо осознаваемые аспекты
11-й и 13-й гармоник нарушают привычный ритм, словно неожиданные синкопы.
Звучание планет можно представить как хор: например, Солнце - баритон, Марс -
героический тенор, Меркурий - альтино, Венера - сопрано, Луна - контральто;
начиная от Юпитера, звучат различные хоровые составы. В общую музыку вплетаются
звуковые эффекты: треск электрических разрядов (Уран), шум волн (Нептун), грохот
литавр (Плутон). Все вместе они создают единое вечно новое звуковое полотно***.
*** С точки зрения астрологии, мелодия - это развитие принципа какой-либо
планеты. Например, оперные персонажи:
герой-любовник, драматический тенор - Марс,
примадонна, сопрано - Венера,
кормилица и женщина зрелого возраста, меццо-сопрано - Луна,
паж, лирический тенор или альтино - Меркурий,
мудрец или резонер или старший родственник, баритон - Юпитер,
царь, баритон или бас - Солнце,
воплощение рока, судьбы, бас - Сатурн.
Музыкальные шедевры отражают представление человека о Вселенной. Иногда в одном
произведении сконцентрирован опыт целого воплощения (а то и взгляд на цепь
воплощений, как это бывает в фугах Баха). Если средствами астрологии рассмотреть
жизнь отдельного человека, мы получим своего рода симфонию планетарных
взаимодействий, а натальная карта будет ее первым аккордом и одновременно
порождающей моделью.
Уходит в прошлое тональная музыка, в которой тоника соответствовала Солнцу, а
переход из тональности в тональность (модуляция) соответствовал путешествию из
одной солнечной системы - в другую****. Однако классическая музыка сохраняет
значение совершенного образца. Трансформируется и астрология. Но перед тем как
уступить место новой астрологии, традиция должна достичь совершенства, подобного
совершенству классической музыки, сформулировать свое учение о форме, гармонии и
дать примеры его практического применения. Развитие потенциала карты во времени
можно сравнить с развертыванием музыкальной формы как звукового полотна. В
результате астрологического описания судьбы мы должны получить цельное
произведение, наподобие симфонии, фуги, живописного полотна или архитектурного
ансамбля. Взятое в целом, оно будет отражать тот или иной архетип судьбы.
Например, герой-вождь, земледелец, торговец-посредник, жрец - в индийской
астрологии соответствуют стихиям Огня, Земли, Воздуха, Воды; естественно,
'чистых' типов мы не увидим. На самом деле, конечно, дело не только в стихиях,
но и во взаимодействии домов, характере конфигураций и т.д. Я думаю, это можно
определить по карте.
**** В европейской музыке закодировано, т.о., представление о множественности
обитаемых миров. Но поскольку произведение начинается и заканчивается в одной и
той же тональности (в классике), наша Солнечная система в этой модели -
центральная.
Каждому архетипу судьбы соответствует своя форма жизни. Если привести
музыкальные аналогии, то земледелец - это достаточно древняя куплетно-припевная
форма, в которой нет развития, но есть цикличность.
Герой-вождь, по-видимому, требует формы с выраженной кульминацией и развязкой. В
ней будет проявлена основная формула до-фа-соль-до и золотое сечение.
Торговец-посредник будет связан с вариационной формой, в которой тоже настоящего
развития нет (нет отрицания отрицания, кульминации и т.д.).
Жрец может соответствовать сложной форме, например, сонатной, в которой есть
элементы всех остальных.
Мне кажется, характер должен быть закодирован в натале и порождать
соответствующую жизненную 'форму', отраженную в предсказательных методиках.
Т.е., если это посредник без особого риска, то во временных разворотах карты
ничто и не будет указывать на риск. Наоборот, если это воин - то и в самой
карте, и в различных предсказательных методиках увидим готовность к риску и
возникновение экстремальных ситуаций.
Золотое сечение, как оказалось, вездесуще, например, оно пронизывает музыку,
используется в бизнес-астрологии; должно, по-моему, применяться и в
прогностике.для определения 'точек поворота'. Интересно, например, не
проявляется ли важность момента золотого сечения в антропохронной прогрессии?
Или в 12-дневной прогрессии, также охватывающей 84 года?
С уважением Алексей Агафонов.