Портал "Русская Профессиональная Астрология"



Subject: Re: Что такое "ДЭН"?
Replies: 11156
Date   : 16 Jan 2001 20:03 GMT
From   : Александр Солодухин [Alexander] (algedi@mail.ru)
To     : LAO [Eugen Talanoff]
Добрый день!
 L>    Уже несколько лет я пытаюсь найти первоисточник появления в отечественной
 L> астрологии понятия "ДЭН". Которое выдают за что-то китайское. Буду очень
 L> признателен всем, кто ответит на два вопроса:
 L>    1. Что означает это понятие?
 L>    2. Откуда оно появилдось?
 
Есть "Инь" - женское начало, есть "Ян" - мужское начало, есть "Дэ" (это более
удачная транскрипция, нежели "Ден") - условно говоря, среднее начало, третий
полюс. Оно широко освящено в Даосизме. К примеру, любой коан представляет собой
упражнение в попытке мыслить тройственными категориями, а не дуально, как это
сейчас принято повсеместно.
В качестве разъяснения прилагаю свою небольшую статью по сходной тематике:
                         И-Цзин и подобные системы.
                                                         Александр Солодухин.
И-Цзин основан на принципе двоичности, но вот насколько применим этот принцип
двоичности, где лежит граница его применимости -  это  самое  на  мой  взгляд
интересное, здесь я могу привести свои соображения по этому поводу.
Понятно, что И-Цзин легко описать в двоичной  системе  счисления,  в  которой
только "0" и "1", поэтому первые восемь цифр запишутся следующим образом:
    0 =  000         2 =  010          4 =  100          6 =  110
    ---  ---         ---  ---          --------          --------
    ---  ---         --------          ---  ---          --------
    ---  ---         ---  ---          ---  ---          ---  ---
    1 =  001         3 =  011          5 =  101          7 =  111
    ---  ---         ---  ---          --------          --------
    ---  ---         --------          ---  ---          --------
    --------         --------          --------          --------
Если поставить вместо нуля  прерывистую  черту  "инь",  а  вместо  единицы  -
сплошную  "ян",  получаем  восемь  триграмм,  из  которых   составляются   64
гексагpаммы. Стоит добавить, что И-Цзин как  гадательная  (да  и  не  только)
система нашла очень  широкое  распространение  среди  обычных  китайцев  или,
другими словами, это система для народа. Почему для народа? Это  просто,  так
как обычный смертный оценивает мир дуальным образом - событие по отношению  к
человеку либо доброе, либо злое, либо белое,  либо  черное,  обычный  человек
рассуждает и оценивает мир именно такими категориями.
Примечательно, что в одном буддийском монастыре обнаружили  сходный  трактат,
назывался он "Тай Cюань Цзы" - "Книга Великой Тайны". Предназначался  он  для
буддийских монахов, в этом трактате были изображены 81 тетpагpамма,  то  есть
символы, состоящие из 4 черточек трех видов - сплошной, прерывистой и  дважды
прерывистой. Для составления  этой  системы  необходимо  воспользоваться  уже
троичной системой счисления, построенной на "0",  "1"  и  "2",  тогда  первые
девять цифр будут записаны следующим образом:
        0 =  00             3 =  10                 6 =  20
        -- -- --            ---  ---                --------
        -- -- --            -- -- --                -- -- --
        1 =  01             4 =  11                 7 =  21
        -- -- --            ---  ---                --------
        ---  ---            ---  ---                ---  ---
        2 =  02             5 =  12                 8 =  22
        -- -- --            ---  ---                --------
        --------            --------                --------
Если вместо двойки ("2") поставим сплошную линию - "ян", вместо единицы ("1")
- прерванную "дэ" и вместо нуля ("0") - дважды прерванную "инь",  то  получим
девять двyгpамм, из них составляется 81 тетpагpамма. Вроде бы  с  технической
стороны все просто, но интерпретация этой системы  уже  невозможна  в  рамках
обычных представлений о мире. Здесь стоит заметить, что эта  система  и  этот
трактат предназначались для буддийских монахов, то есть  как  бы  в  закрытое
пользование. От себя я бы добавил, что видимо, не для простых монахов, а  для
достигших просветления,  и  подталкивает  меня  к  этому  выводу  коаны  (это
ментальные упражнения или  задачи,  ответы  на  которые  лежат  за  пределами
дуальных представлений о мире) в Дзен буддизме, к примеру, вот такой:
   Подчиняется ли мастер Дзен (просветленный) закону причинности (кармы)?
Ответ "да" неверен и ответ "нет"  тоже  неверен,  то  есть  в  данном  случае
дуальный подход уже не применим, решение этого коана следует искать в третьей
"дэновской" плоскости, и этот ответ будет совмещать и "да" и "нет"  вместе  и
тем не менее не будет ни одним из них. А коаны в  Дзене  для  того  и  нужны,
чтобы вывести мышление  ученика  за  рамки  дуальности,  на  совершенно  иной
уровень, увидеть мир совершенно по другому. У Грина есть рассказ о  человеке,
умеющем летать, т.е. имеющем возможность перемещаться в  трех  измерениях,  в
отличие от всех остальных людей, который ходят только по плоскости и  процесс
ходьбы  является  здесь  символом   мышления:   мышление   "трехмерное"   или
трехполюсное, противопоставленное обычному  плоскому  (двумерному,  бинарному
или двухполюсному), присущему обычному человеку.
Вот здесь и зарыт ответ о рамках применимости "И-Цзина", которые определяются
категориями, которыми человек мыслит.
Интересен такой факт, в обычных компьютерах, как известно, применяется именно
двоичная система счисления, построенная на "0" и  "1".  У  нас  в  стране  (в
России) существуют компьютеры, использующие троичную  систему  счисления,  то
есть построенную на "0", "1" и "2", в свое время производители отказались  от
этого типа компьютеров по причине  их  необычайной  устойчивости  к  сбоям  и
поломкам, они практически не ломались, и производителям, конечно же  было  не
выгодно их производство. Такого  рода  компьютеры  нашли  свое  применение  в
военной промышленности. В чем секрет устойчивости этих компьютеров к  разного
рода сбоям перед обычными компьютерами? Может это чисто  технический  вопрос,
но он наталкивает на определенные и философские размышления : живем то  мы  в
3-х мерном (временные измерения пока не в счет) мире,  и  принцип  троичности
куда более полно ему соответствует, нежели дуальный "И-Цзиновский" подход.
По аналогии к И-Цзинy и Тай-Cюань-Цзы можно составить систему, основанную  на
четверичном принципе счисления, там будет 256 тетpагpамм, составленных из  16
двyгpамм, каждая из которых составляется из  4  видов  черточек  -  сплошной,
прерванной, дважды прерванной и  трижды  прерванной.  Но  в  нашем  мире  эта
система будет бесполезна, проинтерпретировать  такие  тетpагpаммы  просто  не
будет никакой возможности, хотя она могла бы найти свое применение в  мире  с
большим числом  размерности,  например,  4-х  мерном.  Именно  поэтому  можно
утверждать, что наш мир тройкой и ограничивается,  понять  природу  остальных
цифр во всей их полноте - задача практически не выполнимая, так как  максимум
на что мы способны в этом мире -  это  на  трехполюсное  мышление.  Используя
описанный выше подход, можно  не  только  составить  различные  "гадательные"
системы (слово "гадательных" не спроста взято в кавычки, так как  это  скорее
философские системы,  позволяющие  более  полно  и  многогранно  описывать  и
анализировать  различные  явления  в  мире),  но  и  определить  границы   их
применимости, что, согласитесь, очень важно в первую  очередь  для  понимания
самих "гадательных" систем.
                                                           16 Августа 1998 г.
Всего наилучшего, Александр Солодухин
