Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Кентавры и трагедия
Date : 01 Feb 2001 05:34 GMT
From : Denis [Denis Kutalyov] (brol@pool-7.ru)
To : Gennadiy Maslov [Gennadiy]
GM> Доброго времени!
Время действительно удивительно кентаврическое. Гляньте на небо, что творилось в
эту ночь: Хирон в точном соединении с Асболом в кентавре-Стрельце, Солнце в
точной квадратуре к Фолу, Меркурий в магическом 30-м градусе Водолея, Нептун в
точнейшем соединении с кентавром ОХ3, Марс образует точнейший тау-квадрат с
кентаврами UG5 и QM107, Сатурн в точном соединении с кентавром TF35...
GM> как бы ни были сложны коллизии по планетам,
GM> достаточно ОТДЕЛИТЬ одно от другого (котлеты от мух), как появляется хотя
GM> бы принципиальная возможность для разрешения конфликта: внутреннего или
GM> внешнего.
GM> Планета – ЕДИНИЦА. (Напр. - измерения).
GM> Кентавр – ДВОЙКА. Но – не смысле 1+1. В смысле степени сложности ЕДИНОЙ
GM> внутренней структуры
GM> Все Кентавры управляют ДВОИЧНОСТЬЮ, ДУАЛЬНОСТЯМИ (как единым целым) нашего
GM> сознания. Наверное, поэтому Хуан Ревилья (автор «Riyal») связывает
GM> проявления Кентавров с НАДЛОМОМ, СТРАДАНИЕМ, СТРАСТЬЮ. Для
GM> «планетарного»
GM> сознания окончательное разрешение конфликта связано с переводом его в
GM> ПЛОСКОСТЬ
GM> ЕДИНОГО. (“Единого Бога» - по Христиану, например…) Для «кентаврического»
GM> сознания подобный выход – ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖЕН.
GM> И потому – с точки зрений «планетарного сознания» - Ревилья связывает
GM> Кентавры
GM> с… надломом и страданием.
Не могу удержаться и не продолжить театрально-мифологическо-античную тематику
(Ирина Бахтина цитирует, а я чем хуже? ;)))
Тема кентавров (выход из плоскости, страдание и расширение сознания)
удивительным образом перекликается с темой античной трагедии. Вот несколько
фрагментов из работы А.В.Ахутина "Открытие сознания (древнегреческая
трагедия)":
Мир человека всегда уже так или иначе пронизан сознанием, охва-
чен им. Он внятен, значим, осмыслен и только потому так или иначе
действен. Однако и сознание поначалу нацело захвачено миром, скрыто
в нём. В самой форме событий мира открыты человеку формы его участия
в мире. Разрыв между обстоятельствами и поступком сведен к минимуму,
так что человеческое поведение приобретает как бы инстинктивный ха-
рактер. В этом смысле я и говорю о состоянии замкнутого или скрытого
сознания.
Сознание таково в любом устойчивом и хорошо воспроизводящемся
мире повседневности... С известной долей условности можно принять в
качестве предельной и наиболее ясной формы замкнутого и скрытого су-
ществования сознания МИФ...
Вот почему разумно начать культурологическое исследование форм
открытия сознания именно с античности. Здесь ведь культура соотно-
сится непосредственно с миром живого мифа, и вместе с тем само ПРО-
БУЖДЕНИЕ ОТ МИФА пережито здесь с предельной трагической силой и
осознано с предельной логической ясностью.
... Границы мифа - узлы, связывающие его начала и концы, - вхо-
дят в состав его событий, существ и вещей. В отличие от мира природы
мир мифа не живёт собственной жизнью, в которую человеку оставалось
бы только включиться. Его "функционирование" существенно зависит от
постоянного усилия человека, от его действия, будь это элементарное
магическое действие или развёрнутый ритуал. Центральный мироустрояю-
щий ритуал, имитирующий начальные деяния тео- и космогонии, в свёр-
нутом или деформированном виде предваряет, сопровождает и оформляет
все важнейшие события: разбивку поселения, строительство дома, брак,
роды, смерть, охоту, посев и жатву. Но есть по меньшей мере два ри-
туала, в которых человек мифа подходит к пределам, к возможности об-
зора и осознания своего мира в целом. Это (1) ритуал инициации (пос-
вящения) - пробуждение, второе рождение, переход из небытия в мир -
и (2) космогонический ритуал нового года... Именно к таким точкам
стянуто мифическое сознание...
Идея человека как такового, конструирующая трагического героя,
возводит этос, то есть замкнутую в себе индивидуальность, живущую
"своим" умом, в "своем" мире, в судьбу как общезначимую возможность.
Эта идея не противопоставляет индивидам некую усредненную абстракцию
человека вообще, а сводит их лицом к лицу, собирает их в со-знании,
как соучастников и сосвидетелей события сбывания человеком. И не
здесь ли кроется смысл трагического "очищения"?
Основное качество трагического героя, благодаря которому его
действие способно обрести завершенную целостность, а он сам - осу-
ществиться в нем, - это качество - последовательность и неуклонность
последования. Не сам по себе герой существенен для трагедии, а некое
событие, возможное только с ним. Суть трагедии концентрируется в
центральном событии, в котором жизнь оказывается обозримой в целом,
как нечто законченное и свершившееся.
Перелом к противоположному - вот в чем средоточие трагедии, ее
цель, определяющая законченность: начало, конец и смысл целого. Это
и есть та единственная точка, где в мифе, тщательно построенном тра-
гическим подражанием (мимесисом) живет сама трагедия. Эта точка ха-
рактеризуется тремя внутренне связанными сторонами - перелом (пери-
петия), узнавание и патос (смертельная боль узнавания, запечатленная
в маске, в которой с самого начала выступает герой). ВСЁ ЗНАЕМОЕ
ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕЗНАЕМЫМ, ПОЛЮСА ОБОРАЧИВАЮТСЯ, ЗНАЧЕНИЯ МЕНЯЮТСЯ НА
ОБРАТНЫЕ, ОТКРЫВАЕТСЯ НЕ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ, А НЕУСТРАНИМАЯ, КОРЕН-
НАЯ ЗАГАДОЧНОСТЬ БЫТИЯ И ЧЕЛОВЕКА. ПО ГОРИЗОНТАЛИ ЖИЗНЕННОГО
ДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬ ДОХОДИТ ДО ТОЧКИ, В КОТОРОЙ ПРИВЫЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ МИРА
ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ И ОТКРЫВАЕТСЯ НЕКОЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Особую
напряженность в трагедии приобретает амехания, возникающая в ясном
противостоянии и противоборстве равномощных и равноправых сил или
нужд. Амехания развертывается в трагическое стояние, в такое движе-
ние решающей мысли, которое не приводит к решению, а расширяет и уг-
лубляет осознание "неудобопроходимости", апорийности ситуации.
Трагическая апория, амехания, остановка и недоумение приводят к
узрению какой-то изначальной несходимости, несоизмеримости в челове-
ческой, космической и божественной природе. Погружаясь в эту апорию,
героическая энергия действия превращается в энергию мысли, а точнее
сказать, в энергию сознания. И именно в этой трудной работе мысли,
сознавания уже реально соучаствует зритель.
Герой, попавший в ситуации трагической амехании, как бы повора-
чивается, обращается к зрителям с вопросом. Зритель видит себя под
взором героя и меняется с ним местами. Театр и город взаимообратимы.
Весь город сходится в театр, чтобы научиться жизни перед зрителем,
перед свидетелем, перед лицом. Этот взор возможного свидетеля и
судьи, под которым я впервые могу предстать как герой, в эстети-
ческой завершенности тела, лица, судьбы, и есть взор сознания, от
которого нельзя укрыться.
В трагическом конфликте ставится под вопрос не просто судьба
героя, но и правомерность всего воплощаемого ею божественного
космоса. ТРАГИЧЕСКАЯ АМЕХАНИЯ ЗНАМЕНУЕТ ТОЧКУ ВЫХОДА ИЗ МИРА, КОТО-
РУЮ ТРАГЕДИЯ ОСОЗНАЕТ НЕ КАК НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ ЗЛОСТ-
НОЙ ВИНОВНОСТИ, А КАК ГЛУБИННУЮ ЧЕРТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: его
несоизмеримость с собственным миром и "этосом" этого мира.
Решаясь, герой разрешает для себя мир и входит в него, выходя
из амехании. "Место" трагической амехании непроходимо потому, что
все пространство мира собрано сюда, стянуто к этому сказочному пе-
рекрестку, на котором каждый путь есть особый миропорядок. ЗДЕСЬ НЕ
ПУТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ ШАГ, А ШАГ ПОРОЖДАЕТ ПУТЬ. Трагедия стоит на этом
перекрестке, там, где человек открывается как невместимый в мир,
несовместимый и несоразмерный с ним. И весь божественный космос су-
ществует на основании решающего действия и слова смертного. В основе
того, что со всей космической и даже божественной мощью бытия опре-
деляет человека и его сознание, трагически обострившееся зрение
усмотрим свободную волю самого человека, его самоопределение.
Пробужденное однажды и схваченное трагедией сознание уже не мо-
жет вернуться к эпическому спокойствию. Озадаченность бытием, раз
поразившая человека в самом средоточии его внимательного обитания,
недоумение, однажды озарившее странным светом весь строй его доброт-
ного, казалось, быта, - эта изначальная, сокровенно хранящая его в
сознании - т.е. в себе - озадаченность отныне будет царить в его бы-
тии и правит всем, даже бегством от себя.
(конец цитаты)
И вопрос на засыпку: случайно ли эпоха возникновения и расцвета античной
трагедии одновременно явилась эпохой рождения астрологии индивидуальных
гороскопов? Выходя из глобальной зодиакальной плоскости, отсчитываемой от Нового
года и замкнутой на него, человек (в точке АСЦ) создаёт новый индивидуальный,
личный путь - выходит в плоскость домов... И достигалось это поначалу вполне
"дзеновскими" методами... ;) И уже ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, как народ потихоньку
пришёл в себя после этой шоковой терапии, стало возможным появление круга домов
в астрологии - т.е. сведение урока античной трагедии на повседневный уровень...
(это, вкратце, пересказ основной идеи моего самого первого реферата, который я
писал на первом курсе МГИКа... хе-хе, вот чем занимаются культурологи ;))
GM> с Кентаврами надо – “по Куталеву”. Потому, как если “по Куталеву”, то
GM> любой
GM> Кентавр начинает выполнять свою естественную функцию – вести наверх…
Хм, вот какие далеко идущие выводы вы сделали из моей фразы... ;)) Хотя я и
полностью согласен с этим выводом ;) В этом-то и прелесть Хирона и Ко.
GM> ХАРИКЛО ищет “третий путь”. НЕ СИНТЕЗ, и НЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.
GM> Архетипический образ – ДУЭТ “АКАДЕМИЯ”… ))))))
GM> (Денис, если Селена – Символ Веры, то при соединении ее с Харикло, любой
GM> религиозный ортодокс-фундаменталист может сильно удивляться при каждом
GM> цитировании нативом Священных текстов… :-))))
Ах, вот как. Значит, моя Селена с Харикло в 9 доме - это выступление
кабаре-дуэта в церкви? :)))
GM> «Все мы – немножко лошади».
Очень рекомендую всем, кто не читал, прочитать книгу Апдайка "Кентавр". А тем,
кто читал давно - перечитать ;) Уж там так обильно и сочно раскрыта мифологема
кентавров... Начиная с того, что главный герой - учитель и Стрелец, ощущающий
себя Хироном :))
Горячий привет всем кентовекам и челотаврам!
Денис Куталёв