Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: На всякий случай.
Replies: 11898
Date : 16 Feb 2001 13:50 GMT
From : Irina Vichajte [Avilana]
To : All
Добрый день!
В том же сборнике, где нашла применение формул Мандельброта в искусстве, есть и
другая любопытная работа к.б.н Г.А.Голицина, посвященная изучению восприятия
информации. В этой работе используется так же много формул и графиков, но все же
решила на всякий случай перепечатать маленькую часть работы. Мне кажется, что в
русле обсуждения последних дней этот отрывок может оказаться не бесполезным:-)):
------------
"Наше восприятие, подобно дыханию, удовлетворению голода и жажды, подобно многим
другим функциям, организовано циклически. Цикл состоит из двух сменяющих друг
друга фаз:
А) адаптация представления к объекту
Б) переключение внимания на другой объект.
Из раннее изложенного следует, что для того, чтобы стимул был информативным (а
значит, воспринимаемым), должно существовать передставление, достаточно близкое
к этому стимулу. Совершенно новый стимул в известном смысле не воспринимается;
но он формирует соответствующее представление, создает доминанту, которая в
дальнейшем играет роль "функционального органа" для восприятия близких стимулов.
На фоне этой доминанты рассогласование между параметрами стимула и представления
переживается, как потребность и порождает соответствующую мотивацию.
Удовлетворение этой потребности происходит путем ассимиляции представлением
близких стимулов. Если стимул длиться достаточно долго, а его параметры при этом
остаются постоянными, то параметры представления будут постепенно меняться,
приближаясь к параметрам стимула, пока не сольются с ними. Этот процесс обычно
называют адаптацией, аккомодацией, привыканием и т.п.
Поступление стимулов, поток информации от объекта к субъекту переживается
последним как восприятие объекта и сопровождаются положительной эмоцией. Но
поток информации подобно потоку энергии или вещества, существует лишь до тех
пор, пока пока существует "разность уровней" - рассогласование между объектом и
представлением. По мере уменьшения рассогласования в ходе адаптации поток
информации также уменьшается, а затем и прекращается. С ним прекращается
восприятие объекта.
Однако если система восприятия включена в более широкую функциональную систему,
то цели этой последней могут требовать продления восприятия – вопреки адаптации.
Продлить восприятие можно путем изменения параметров стимула – либо за счет
перемещения внимания по объекту (объект при этом должен, очевидно, меняться в
пространстве). Оптимальное решение этой задачи дают два существенно различных
типа изменений:
А) небольшие количественные, "нюансные" изменения значения признака. Признак
меняется лишь настолько, чтоб новый стимул попадал на гребень кратера и
обеспечивал поток информации за счет катенгенциальной составляющей;
Б) резкие, "контрастные" изменения, при которых объект становится в сущности,
качественно иным, качественно отличным от прежнего. Цикл восприятия начинается
заново и поток информации обеспечивается за счет, главным образом, радиальной
компоненты, конкретизации представления.
Нюанс, и контраст, наибольшие количественные и резкие качественные изменения
объекта – это и есть два принципа организации чувственного материала, способные
длительное время поддерживать поток информации и эстетическое наслаждение. Нюанс
растягивает процесс адаптации и длительность цикла, насколько это возможно;
контраст начинает новый цикл, когда прежний исчерпал себя. Эти же два принципа
неосознанно определяют и движение нашего внимания, когда оно активно
перемещается по объекту в поисках наиболее информативных стимулов. Так,
известный факт переключения внимания с фигуры на фон и обратно есть проявление
принципа контраста. Причина, по которой языки пламени или бегущий поток воды
способны долго и без особых усилий удерживать наше внимание - их непрерывное
нюанстное изменение. Можно думать, что два типа движений глаз - скачки и дрейф -
служат внешним выражением этих двух типов движения внимания. По-видимому, на
этих двух принципах основаны два типа чувственных ассоциаций, определяющих
движение по материалу памяти: ассоциации по близости (сходству или смежности) и
ассоциации по контрасту.
...все приемы, позволяющие организовать материал оптимальным образом... можно
разбить на три класса:
1. Приемы конкретизации представления (обогащение признаками, детализация,
членение, контрастное прерывание стимула, повторение признаков или их комбинация
и т.п.), создающие радиальную компоненту информации (часть формулы).
2. Приемы нюансного изменения стимула, создающие ... (другая часть формулы -
тангенциальная компонента информации)
3. Привемы, сокрашающие затраты времени (часть формулы) - сжатие информации,
устранение лишнего, выделение главного..."
Дальше и раньше - формулы, формулы...
С уважением,
Ирина