Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Astrologer.ru - Фундаментальная Астрология StarGate.Ru - Популярная Астрология Консультационная Служба

Личная консультация у профессионального астролога


Subject: На всякий случай. Replies: 11898 Date : 16 Feb 2001 13:50 GMT From : Irina Vichajte [Avilana] To : All
Добрый день! В том же сборнике, где нашла применение формул Мандельброта в искусстве, есть и другая любопытная работа к.б.н Г.А.Голицина, посвященная изучению восприятия информации. В этой работе используется так же много формул и графиков, но все же решила на всякий случай перепечатать маленькую часть работы. Мне кажется, что в русле обсуждения последних дней этот отрывок может оказаться не бесполезным:-)): ------------ "Наше восприятие, подобно дыханию, удовлетворению голода и жажды, подобно многим другим функциям, организовано циклически. Цикл состоит из двух сменяющих друг друга фаз: А) адаптация представления к объекту Б) переключение внимания на другой объект. Из раннее изложенного следует, что для того, чтобы стимул был информативным (а значит, воспринимаемым), должно существовать передставление, достаточно близкое к этому стимулу. Совершенно новый стимул в известном смысле не воспринимается; но он формирует соответствующее представление, создает доминанту, которая в дальнейшем играет роль "функционального органа" для восприятия близких стимулов. На фоне этой доминанты рассогласование между параметрами стимула и представления переживается, как потребность и порождает соответствующую мотивацию. Удовлетворение этой потребности происходит путем ассимиляции представлением близких стимулов. Если стимул длиться достаточно долго, а его параметры при этом остаются постоянными, то параметры представления будут постепенно меняться, приближаясь к параметрам стимула, пока не сольются с ними. Этот процесс обычно называют адаптацией, аккомодацией, привыканием и т.п. Поступление стимулов, поток информации от объекта к субъекту переживается последним как восприятие объекта и сопровождаются положительной эмоцией. Но поток информации подобно потоку энергии или вещества, существует лишь до тех пор, пока пока существует "разность уровней" - рассогласование между объектом и представлением. По мере уменьшения рассогласования в ходе адаптации поток информации также уменьшается, а затем и прекращается. С ним прекращается восприятие объекта. Однако если система восприятия включена в более широкую функциональную систему, то цели этой последней могут требовать продления восприятия – вопреки адаптации. Продлить восприятие можно путем изменения параметров стимула – либо за счет перемещения внимания по объекту (объект при этом должен, очевидно, меняться в пространстве). Оптимальное решение этой задачи дают два существенно различных типа изменений: А) небольшие количественные, "нюансные" изменения значения признака. Признак меняется лишь настолько, чтоб новый стимул попадал на гребень кратера и обеспечивал поток информации за счет катенгенциальной составляющей; Б) резкие, "контрастные" изменения, при которых объект становится в сущности, качественно иным, качественно отличным от прежнего. Цикл восприятия начинается заново и поток информации обеспечивается за счет, главным образом, радиальной компоненты, конкретизации представления. Нюанс, и контраст, наибольшие количественные и резкие качественные изменения объекта – это и есть два принципа организации чувственного материала, способные длительное время поддерживать поток информации и эстетическое наслаждение. Нюанс растягивает процесс адаптации и длительность цикла, насколько это возможно; контраст начинает новый цикл, когда прежний исчерпал себя. Эти же два принципа неосознанно определяют и движение нашего внимания, когда оно активно перемещается по объекту в поисках наиболее информативных стимулов. Так, известный факт переключения внимания с фигуры на фон и обратно есть проявление принципа контраста. Причина, по которой языки пламени или бегущий поток воды способны долго и без особых усилий удерживать наше внимание - их непрерывное нюанстное изменение. Можно думать, что два типа движений глаз - скачки и дрейф - служат внешним выражением этих двух типов движения внимания. По-видимому, на этих двух принципах основаны два типа чувственных ассоциаций, определяющих движение по материалу памяти: ассоциации по близости (сходству или смежности) и ассоциации по контрасту. ...все приемы, позволяющие организовать материал оптимальным образом... можно разбить на три класса: 1. Приемы конкретизации представления (обогащение признаками, детализация, членение, контрастное прерывание стимула, повторение признаков или их комбинация и т.п.), создающие радиальную компоненту информации (часть формулы). 2. Приемы нюансного изменения стимула, создающие ... (другая часть формулы - тангенциальная компонента информации) 3. Привемы, сокрашающие затраты времени (часть формулы) - сжатие информации, устранение лишнего, выделение главного..." Дальше и раньше - формулы, формулы... С уважением, Ирина


Правила Подписка по электронной почте Зарегистрироваться   Вернуться к списку сообщений Отсортировать по темам Архив Форума Редактор картинок   Предыдущее сообщение Создать новое сообщение Ответить Следующее сообщение

Астрологическая Консультационная Служба портала Русская Профессиональная Астрология

Участник Rambler's Top100 TopList