Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Музыка и зодиак- просьба к Геннадию Маслову
Replies: 12339 12345 12352 12363
Date : 28 Feb 2001 22:30 GMT
From : Gennadiy Maslov [Gennadiy]
To : Ольга [Shiva]
О> Геннадий ,добрый день !
О>
О> Давно хотела у Вас об этом спросить ,но как-то неудобно было – как бы
О> оффтопик не вышел, а так как сейчас пошел небольшой разговор про музыку
О> ,хочу
О> спросить Вас - как профессионала музыкального:
Здравствуйте!
Извините, что сразу не ответил, однако вопрос не столь прост, как может
показаться на первый взгляд. Так что мне придется написать целый мини-трактат.
То, что пишет Макс Гендель, основано на представлениях не музыканта. Все равно,
что свести астрологию к астрологии Солнечных Знаков.
Мне придется вкратце изложить элементарную теорию музыки, чтобы мы смогли
провести некоторые параллели с основами астрологии.
Дело в том, что «тональность» не является основополагающим понятием.
В основе музыки лежат понятия ЛАДА и СТУПЕНЕЙ ЛАДА. Древне-восточные лады –
пятиступенны (пентатоника – 5 стихий). Европейские лады – семиступенны
(септенер). Европейских ладов – достаточно много, хотя общепринятыми в
классической музыки являются только два: мажор и минор.
Разница – в чередовании расстояний между ступенями. Мельчайшей единицей
измерения расстояния является «полутон». Между одинаковыми по сути, но звучащими
на октаву выше, звуками – 12 полутонов. (12 Зодиакальных Знаков?). Тональность –
тот или иной ЛАД, взятый от определенной ноты. Т.е. любое музыкальное
произведение может быть исполнено в любой тональности, и СМЫСЛ музыки – не
изменится, хотя некоторые тонкие оттенки зазвучат чуть иначе. Представьте, что
одно и то же стихотворение читают мужчина и женщина. Если не учитывать разницу
их драматического таланта, то текст и смысл останутся неизменными, изменится
лишь звуковысотность…
Итак, сотношение расстояний между 7 ступенями создают лад. Нота (любая),
рассмотренная как 1-я ступень, определяет тональность. Аналогии с астрологией:
те универсальные принципы, которые мы рассматриваем на примере зодиакальных
знаков, подобны внутреннему устройству ЛАДА (ЛАДОВ). Дома подобны Знакам. 1 Дом
подобен Овну. Но 1 Дом может оказаться В ЛЮБОМ ЗНАКЕ. ЛЮБАЯ НОТА может быть
рассмотрена, как 1 ступень. Нот – 12. Т.е. ТОНАЛЬНОСТЬ задает восходящий Знак.
(Тональностей, как и нот - 12). Нот 12, ступеней – 7. Лад (мажорные или минорный
– хотя, повторюсь, ладов больше, чем перечисленные) формируется соотношением
расстояний между ступенями. В астрологии РАССТОЯНИЯ – градусы дуги. Т.е. –
аспекты. (только не путайте с мажорными и минорными аспектами – здесь аналогия
другая: гармоничные имеют больше сходства с мажорными звучаниями, напряженные –
с минорными: у музыкантов мажорные лады асоциируются со светлой стороной жизни,
а вот траурный марш – Большой Крест в категориях аспектов).
Далее. Все тональности определенным образом соотносятся друг с другом. И делятся
на 2 типа: Диезные и Бемольные. Степень родства отличается разницей в
количестве знаков при ключе. (В нотной записи музыканты определяют тональность
по количеству знаков – диезов или бемолей – при ключе, астрологи определяют
«тональность» карты по Восходящему знаку. В одной и той же тональности могут
быть созданы СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ по характеру произведения). Тональности БЛИЖАЙШЕЙ
степени родства отличаются на один знак при ключе (только не перепутайте с
Зодиакальным Знаком). Тональности, расположенные по мере удаления степени
родства образуют так называемый “КВИНТОВЫЙ КРУГ”. (Не путайте с «казачьим
кругом» : - )) ).
Т.е. тональности, расположенные на квинту вверх или вниз от исходной, являются
по отношению к исходной тональностями 1 степени родства. Исходной может быть
любая тональность, но на схеме для изучения, это обычно нота ДО. Также, как
«толчковым» для построения всевозможных схем в астрологии является знак Овна.
Квинтовый круг выглядит следующим образом:
ЛЯ
РЕ МИ
СОЛЬ СИ
ДО
ФА-ДИЕЗ
(он же – СОЛЬ-БЕМОЛЬ)
ФА РЕ-БЕМОЛЬ
СИ-БЕМОЛЬ ЛЯ-БЕМОЛЬ
МИ-БЕМОЛЬ
Фа-диез и соль-бемоль – одна и та же нота. В темперированном («ублюдочном», по
определению А. Тимашева) строе, сложившемся примерно в тот же исторический
период (ДА ЗДРАВСТВУЮТ МУНДАННЫЕ ВЛИЯНИЯ!), когда – опять же, по Альбертову
определению – астрология окончательно выродилась. (Альберт, индийская музыка до
сих пор нетемперированна, единица измерения – гораздо более мелка и подвижна,
чем европейский полутон… Это похожже на их бесчисленные РАСИ, ДАША, БХУКТИ и пр.
Скажу по секрету: хотя мне и нравится музыка на ситаре, с большим удовольствием
слушаю классический оркестр. А ситар люблю – в песнях Джорджа Харрисона. Его
использование там очень напоминает использование индийских техник европейскими
астрологами. Очень забавно слушается и производит неизгладимое впечатление на
всех, кто сойдет с ума после 10-15 минут НАСТОЯЩЕЙ ситарной музыки. ИМХО.).
Итак, что же у нас получится, если мы примем ноту до за знак Овна?
(Сразу замечу, что я не предлагаю связывать Овна и ДО. ЛЮБАЯ подобная связь –
астрология солнечных знаков…). А получится – следующее: интервал ДО - ФА-ДИЕЗ
(или ДО - СОЛЬ-БЕМОЛЬ, что одно и то же в темперированном строе) считается
самым диссонирующим изо всех. Его название – тритон. На нашей схеме он
соответствует оппозиции ОВЕН-ВЕСЫ. (Впрочем – любой оппозиции, т.к. тритонов
всего возможно помтроить 6). Самым напряженным, оперно-патетическим аккордом
всегда считался уменьшенный септаккорд, которых возможно всего три. В
зодиакально-квинтовом круге первый из них образован знаками ОВЕН-РАК-
ВЕСЫ-КОЗЕРОГ. Т.е. классический КРЕСТ. Стоит ли добавлять, что уменьшенных
септаккордов всего возможно – 3?
Дальше можно продолжать до утра. Все параллели – 100-процентно работают.
Просто добавлю, что я сейчас рассматривал общие закономерности построения
музыкальных интервалов сквозь призму зодиакально-квинтового круга. Напомню, что
квинтовый круг строится от ЛЮБОЙ ноты. И – ЛЮБАЯ нота, принятая за первую
ступень, может стать основой тональности. ЛЮБОЙ знак может попасть на АСЦ.
Дальше мы перебрасываем обще-ладовые (обще-знаковые) закономерности на Дома («1
Дом подобен Овну»), и рассматриваем те же принципы, но уже В КОНКРЕТНОЙ
ТОНАЛЬНОСТИ.
С Уважением, Геннадий.
PS Уф-ф-ф… Упрощал, как мог… А теперь – просто перечитайте цитаты из Макса
Генделя. Согласны, что при всей внешней глубокомысленности, выше уровня
астрологии солнечных знаков его утверждения – не тянут?