Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Об истории астрологии
Replies: 12453 12472
Date : 04 Mar 2001 07:43 GMT
From : Sergey Evtushenko [Ardashir]
To : Alexey Wanra [wanra]
Доброго времени!
SE>> Таким образом в двух астрологических системах существовали различные
SE>> системы 36
SE>> деканов, построенные на разных принципах.
AW> Насколько я понял из тех цитат, что ты привел и там, и там имелись ввиду
AW> гелиакические восходы звезд. Разница принципов состояла в том, что звезды
AW> вавилонян не обязательно должны были изчезать из видимости на примерно
AW> одинаковое количество дней, как у египтян? Или только в том, что это просто
AW> были
AW> разные звезды?
Да, ты правильно понял мою мысль. Деканы в Египте были полностью подобны
Сириусу, т.е. скрывались за Солнце примерно на 70 дней. А деканы в Вавилоне
просто были произвольными звездами, чьи гелиакические восходы происходили каждые
10 дней. По отдельным фактам можно сделать вывод, что вавилонские деканы были
нормальными звездами, а египетские нет, поэтому для нас вавилонская система
представляет больший практический интерес.
Во всяком случае именно в Вавилоне на определенном этапе среди 36 деканов были
выделены 12 главных звезд, которые были соотнесены с месяцами года, что и
положило начало концепции зодиака.
AW> Ну а раз уж Осирис - лунный, то кажется вполне логичным,
AW> что Сет - его брат и антагонист - солнечный.
Дело в том, что изучая древние культуры мы сталкиваемся с такой проблемой как
наложение различных концепций, а также многоплановым проявлением одних и тех
божеств в разных системах.
Солнечным богом у Египтян был Гор - сын Осириса, который стал править миром
после того как Осирис сошел в Дуат.
Но лично мне интересна возможность реконструкции астрологической системы через
изучение мифологии, а не мифология сама по себе.
Вообще, мне видится следующая общая концепция развития астрономии и астрологии у
любого народа. Я уже излагал нашу с Альбертом концепцию полного развития
астрологии.
А вот более мелкие подпериоды 1-ого этапа создания астрономической календарной
системы:
1) Формирование лунного календаря.
2) Формирование сезонного солнечного календаря.
3) Формирование общего лунно-солнечного календаря.
1) Первый этап известен всем народам от египтян до чукчей и отражен в их
мифологии. Простота создания этого календаря объясняется легкостью наблюдений за
фазами луны. Примитивное хозяйство вполне удовлетворяется этим календарем.
Соответственно, все первичные мифологические сюжеты и, условно говоря, первые
астрологические построения были связаны с фазами луны.
Кстати, лунный календарь и в настоящее время является самой простой четко
работающей астрологической системой. Надо будет как-нибудь уделить этому вопросу
побольше внимания.
2) Второй этап связан с переходом народа(племени) к оседлому образу жизни и
более сложному хозяйству. Поскольку урожай во многом зависит от правильного
графика полевых работ, то на этом этапе начинает формироваться солнечный
сезонный календарь. Примеры таких календарей известны у всех народов,
занимающихся земледелием. Другое дело, что МЕТОДЫ расчета сезонных работ у
каждого народа сильно отличались в зависимости от металитета и климатических
условий.
Так в Европе предпочитали строить огромные каменные календари, типа
Стоунхенджа, которые по положению Солнца и Луны позволяли точно определять
сезоны и порядок полевых работ.
В Месопотамии и Египте, где хорошие естественные условия видимости звездного
неба, пошли по другому пути. Там стали наблюдать гелиакальные восходы звезд,
которые происходили о одно время каждый год, если не считать прецессию. Таким
образом их календари были звездными. Имхо, именно это обстоятельство и дало
возможность дальнейшему развитию астрологии. Переход от астрономических
наблюдений к астрологическим построениям естественным образом вытекал из связи
характера сезона года и качеств звезды, которая этот сезон открывала.
3) Создание сложных календарных систем, предназначенных для расчета не только
ежегодных явлений, но и явлений, имеющих более длительные и сложные периоды.
Например, урожайность могла меняться от года к году. Наблюдения за этими
явлениями постепенно находили свое отражение в календаре. Равно как и другие
значимые явления социальной жизни. На этом этапе важную роль начинают играть
затмения.
Вавилон.
Вот отрывок вавилонского текста:
"Когда Луна затмевается во время Сиван, грядет большой дождь, и плоды вод,
текущих по суше, будут обильными. Когда затмение происходит во время утренней
стражи, храмы Земли будут разрушены. Самас(бог Солнца) будет враждебен. Когда
затмение случается не вовремя, всемогущий царь умрет, и Рамман(бог грозы и
погоды) пошлет наводнение. Земные плоды умалятся; тот, кто выступает перед
великой армией, будет убит"
Китай.
В Китае пошли более простым путем, используя для календарных наблюдений звезды
лунных станций (Сю), а не солнечные деканы.
Так наступление весны в Китае определялось следующим образом:
Весна наступает тогда, когда в момент восхода полной Луны, одновременно с
заходом Солнца(акронически) появляются "Рога" Дракона - Цзяо, звезды Арктур и
Спика. Вслед за ними о наступлении весеннего равноденствия заявляет появившаяся
на горизонте звезда Антарес, Синь - "Сердце Дракона".
Таким образом китайцы, в отличии от вавилонян и египтян использовали в
календарных целях не только гелиакические, но и акронические восходы звезд,
приуроченные к определенным лунным фазам.
С Уважением,
Сергей Евтушенко