Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: ЭТОЛОГИЯ и АСТРОЛОГИЯ - 50/50, или вместе?..
Replies: 21301
Date : 08 Apr 2003 20:22 GMT
From : Georgy Victorovich [DogmatiK] (5dntfd1c@online.com.ua)
To : All
Здравствуйте.
Приглашаю, уважаемое сообщество, к дискуссии.
Тема: ЭТОЛОГИЯ - наука о первобытных инстинктах человека и их влиянии на судьбу,
культуру, историю, политику и связь их с АСТРОЛОГИЕЙ.
Небольшая цитата:
"...ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Все люди равны. Но некоторые - равнее.
Навеяно Д. Оруэллом
Тема первобытной иерархии в нашем обществе исключительно интересна сама по себе
и, пожалуй, заслуживает отдельного трактата. Поэтому предлагаю напоследок
отвлечься от взаимоотношения полов и рассмотреть взаимоотношения просто людей.
Тем более что это позволит лучше понять и взаимоотношения полов.
Первобытная иерархия, явно или неявно, пронизывает все наше общество. В
относительно чистом виде ее мы можем наблюдать во многих детских коллективах,
когда разум еще просто не созрел, особенно в детских домах. Стадность,
некритичная подверженность влиянию своих авторитетов - вот не сдержанные
рассудком инстинктивные программы поведения. К слову, в детские дома редко
попадают дети порядочных родителей, так что специфическое детдомовское поведение
в существенной степени предопределено генетически. Вызывающее антиобщественное
поведение подростков (и не только их), немотивированная жестокость, травля
'омег' (объективно - не самых плохих детей), являются проявлением их
иерархической борьбы. Низкоранговый ребенок занимает в уличной иерархии отнюдь
не лучшее место, а стало быть, никакого рационального смысла участвовать в ней
для него нет. Низкопримативный ребенок так и сделает - он будет от этой иерархии
дистанцироваться. Высокопримативный так сделать не может: инстинкт властно
требует соучастия в этой иерархии, как бы плохо ему в ней не было. Был
великолепный фильм Р. Быкова 'Чучело', где первобытные отношения показаны чуть
ли не с научной точностью. Жаль, концовка фильма неправдоподобна - на практике
такого раскаяния иерархической верхушки не могло быть.
У взрослых иерархичность хорошо видна в условиях, когда гражданские права так
или иначе ограничены. Это, например, тюрьмы; наши, увы, вооруженные силы с их
дедовшиной; компании лиц с низкой культурой, и особенно - криминальные, прежде
всего оценивающие каждого человека с позиций его ранга и крайне нетерпимые даже
к намекам на неуважение.
* * *
Характерным для высокоранговых (особенно - эгоцентриков) является также
неспособность ощутить свою вину. Именно неспособность, и именно ощутить. Образно
говоря, в их мозгах нет тех извилин, в которых рождается ощущение своей вины;
под давлением логических доказательств он может на словах согласиться с
обвинениями (если не удастся отмолчаться), но ощущения вины он не испытает.
Яркий пример - И. Сталин. Не упуская возможности совершить ошибку, он был
искренне убежден, что в ней виноваты 'враги', и эта его убежденность
гипнотически передавалась почти всей стране.
Часто уважительное к себе отношение человек с высокой примативностью
подсознательно воспринимает как признак более низкого ранга и начинает этим
человеком помыкать, переходя к унизительному подчинению при встрече с более
высокоранговым. Для таких людей получается, что середины нет - либо я помыкаю,
либо мной.
Это та почва, на которой растет неприязнь низко-культурных людей к
'интеллигентикам'. Демонстрируя своей культурой вроде как невысокий ранг, такой
человек не соглашается с предлагаемой ему ролью 'омеги'! А это сбивает инстинкты
с толку и вызывает желание поставить 'омегу' на место. Однако не существует
однозначной зависимости уровня цивилизованности и культуры от полученного
образования и выполняемой работы, только вероятностная корреляция. Человек,
вовсе необразованный, может иметь весьма высокую культуру, базирующуюся на
низкой примативности. Здесь еще раз уместно повторить, что низкий ранг вовсе не
равнозначен высокой культуре, - высокая культура воспринимается как низкий ранг,
обратное необязательно.
* * *
Наверное, каждый из нас хоть однажды наблюдал такую картину: в общественный
транспорт входит контролер и пытается проверить билет у безбилетника с более
высоким первобытным статусом - и ничего не может с ним поделать, и, более того,
выглядит просто жалко, несмотря на свое служебное положение. Этот безбилетник
излучает настолько глубокую и наглую уверенность с своей победе, что какая-то
непонятная и даже мистическая сила заставляет контролера отступить. На
рассудочном уровне контролер полагает за лучшее не связываться с таким... Для
высокорангового приемлем конфликт такой напряженности, какая у низкорангового
вызывает крайний дискомфорт.
* * *
Иерархическую борьбу часто путают со стремлением к 'собственной значимости'.
Человек, озабоченный собственной значимостью, не нуждается в унижении других
людей; напротив, возвыситься в иерархии проще всего, унизив окружающих. Думаю,
каждый из нас много раз наблюдал и даже испытывал на себе такое самоцельное
стремление одних людей к унижению других.
* * *
Сохранять ранг всегда легче, чем повышать, поэтому искусственно созданные
иерархии могут до определенной степени подменять естественные,
самоорганизующиеся. Эта 'определенная степень' определяется исходным ранговым
потенциалом возглавляющего группу, и если он недостаточен, то в группе
появляется т. н. неформальный лидер, вплоть до разрушения группы.
Общественное положение и первобытный ранг тесно взаимосвязаны, но не определяют
друг друга жестко. Лицо, занявшее высокий пост, тем самым повышает свой ранг; с
другой стороны, низкий исходный ранговый потенциал практически исключает хорошую
карьеру. Если в силу каких-то случайных причин на высокой должности окажется
человек с низким ранговым потенциалом, то он там долго не задерживается или, во
всяком случае, не идет выше.
* * *
В зависимости от наличия или отсутствия других качеств высокоранговая личность,
занимающая высокий пост в обществе может быть либо ЛИДЕРОМ (называемым также
харизматической личностью), либо ТИРАНОМ. Лидер - это, как правило, личность с
пониженной примативностью, он не слишком агрессивен с подчиненными и даже
способен к некоторой самопожертвенности. Тиран - как правило, труслив (одно из
следствий его высокой примативности), но агрессивен. Лидер - это, скорее, случай
человека с повышенным, но не обязательно очень высоким рангом, причем истинным,
а не визуальным; и обязательно - с низкой примативностью. Общеизвестно
достаточно примеров, когда мужчина, занимающий высокий пост и пользующийся
искренним уважением подчиненных, находится 'под каблуком' у жены, чего с
тиранами не бывает (точнее, 'подкаблучность' означает, что ранг жены выше ранга
мужа при высокой примативности жены). Тиран, КАК БЫ возглавляя группу, живет
сугубо своими интересами, а в минуту опасности, когда труп па ищет у него
защиты, может проявить трусость, малодушие, желание спрятаться за спины других
(сильный инстинкт самосохранения!); вместе с тем, тираны оказываются на высоких
постах не менее, а то и более часто, чем истинные лидеры. В тяжелые времена и
проявляются истинные лидеры - тираны 'выпадают в осадок...' Поэтому-то известная
шутка М. Жванецкого: 'Я вами руководил - я отвечу за все!' - вызывает смех, ибо
типичный руководитель - весьма часто - тиран, и за других страдать не хочет в
принципе. Как про такого сказал поэт:
Лучше было б сразу в тыл его -
только с нами был он смел.
Высшей мерой наградил его,
трибунал за самострел.
Напомню, что в этой песне В. Высоцкого речь шла о начальнике тюрьмы, которого
отправили на фронт вместе с заключенными. Он был безусловным доминантом, в силу
хотя бы служебного положения. Но вот по другую сторону фронта появляется нечто,
чему глубоко плевать на его ранг - и у нашего 'героя' срабатывает сильный
инстинкт самосохранения...
Вместе с тем, очень низкий ранг руководителю также противопоказан: 'короля
начинает играть свита' либо контроль над группой полностью утрачивается.
Наглядный пример - русский царь Николай II. Ему не помогла даже его несомненно
высокая культура. Вот вам один из минусов монархического государства - есть
изрядная вероятность, что во главе его окажется личность с недопустимо низким
рангом. Последствия этого хорошо известны из истории. В других случаях, за
высший пост нужно так или иначе бороться, что уж очень низкоранговых отсеивает.
Известная книга Никколо Макиавелли фактически содержит набор рекомендаций
(вроде: Государь не должен оправдываться) по поддержанию визуального ранга
руководителя на достаточно высоком уровне.
* * *
Главное в споре - вовремя перейти на личность... (М. Жванецкий).
Перейдя на личность, спорящий от предмета спора переходит к выяснению ранговых
потенциалов. И если потенциал у оппонента оказывается ниже, то он инстинктивно
подчиняется высокоранговому, заодно, тем самым, как бы признавая поражение в
споре. Хотя возможно и был прав по существу...
* * *
Среди сермяжной публики распространено мнение, что жену надо 'иногда
поколачивать'. Муж, бьющий жену, демонстрирует тем самым как бы высокий ранг
(визуальный, конечно), и это может женщину с низкой культурой, особенно
высокопримативную, даже привлекать (мазохизм, возможно, растет на той же
почве).
Такая женщина бросается своего мужчину защищать, как только первый волос упадет
с его головы, хотя только что просила о его наказании. Высококультурные, и
особенно низкопримативные женщины, так, конечно, не поступят. Причем,
фактический ранг как таковой у этого мужика может быть и низок - его, возможно,
даже собутыльники не уважают, но еще, и еще раз уместно напомнить, что инстинкт
не умеет ничего анализировать, - он механически реагирует на немногие ключевые
признаки, в данном случае - на бестрепетное отношение к женщине (бьет -> не
ценит -> значит их у него много -> много у 'альфы'). Вот сходная картина:
нетрезвый мужчина в общественном транспорте хамит, буянит, грязно ругается при
женщинах и детях.
Пассажирки, естественно, взывают: 'Настоящие мужчины есть? Урезоньте!'. Вот
находятся пара крепких пареньков или сотрудник милиции (такое бывает!), его
скручивают, как вдруг те же пассажирки встают на защиту хама! Парадокс? НЕТ!
Антиобщественное поведение - едва ли не самый сильный признак высокого ранга, а
физическая сила, которую продемонстрировали 'настоящие' мужчины, победив его, с
высоким рангом соотносится постольку - поскольку. Более того, вступившись не за
себя, они продемонстрировали некоторую самопожертвенность, а это признак низкого
ранга. Вот если бы они сумели пригвоздить его одним взглядом, тогда-другое
дело!
К слову: увидев такую 'благодарность', настоящие мужчины в следующий раз
ввязываться не будут.
Женщинам вдруг становится жаль такого хама. Пока он был опасен, позитивные
чувства к высокоранговому перекрывались страхом; как только опасности не стало,
так примативный рассудок сразу занялся подгонкой под ответ (ведь нужно как-то
оправдать это позитивное чувство к явно негативной личности), и нашел, что в
этой ситуации наилучшим образом подходит слово 'жалость'. Других людей, которым
этот хам угрожал, почему-то не было жалко.
ОБ АГРЕССИВНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОСТИ
Никогда не разнимай дерущихся - они наверняка единомышленники...
Приписывается древним Шумерам
Этологические основы агрессивности хорошо описаны у К. Лоренца и В. Дольника,
позволю себе некоторые собственные соображения на этот счет.
В основе многих видов преступлений против личности лежит противоречие между
высоким исходным ранговым потенциалом преступника и невысоким его же фактическим
положением в обществе. Такое бывает, если этот человек не обладает никакими
другими достоинствами, кроме первобытной наглости, чего в современном обществе,
слава богу, маловато для хорошей карьеры. Если такое положение сочетается с
высокой примативностью, то такой человек старается реализовать свою потребность
в доминировании любыми способами. Но если общественный статус низок, то этих
способов немного. Вот так он и приходит к преступлению против других личностей,
как к способу реализации ранговых амбиций.
В Российской милиции, видимо преобладают высокопримативные доминанты, из-за чего
законопослушное население России милицию боится едва ли не так же, как
преступников. Для них эта служба - тоже способ реализации ранговых амбиций, и
очень плохо, что форма их реализации мало отличается от таковой у
преступников...
Высокая агрессивность подростков и их дерзость со взрослыми объясняются тем, что
подростку приходится пробиваться в иерархии снизу вверх, а это очень сложно:
занявшие верхние ярусы иерархии взрослые свой ранг стремятся сохранить. Совершая
антиобщественный поступок, человек тем самым заявляет окружающим: 'Я - 'альфа',
я выше общества, я не намерен вам подчиняться, а вы сами должны подчиняться мне.
Или докажите, что ваш ранг выше'. То есть, антиобщественное поведение
(противопоставление себя окружающим) имеет глубочайшие инстинктивные корни,
столь же глубокие, как и стремление к образованию иерархий.
Как распознать ранг собеседника? Чем ближе ваши ранговые потенциалы, тем это
сложнее сделать, по крайней мере, сразу. Помимо очевидной уверенности и
бесцеремонности, косвенно о высоком потенциале свидетельствует (по крайней мере,
у мужчин) привычка не застегивать несколько верхних пуговиц на одежде, или
вообще ходить расстегнутым. И наоборот, наглухо застегнутая одежда, тихий голос,
а также привычка часто скрещивать руки на груди, говорят о низком потенциале.
Причем опасная агрессивность характерна для доминантов с высокой примативностью.
А если при встрече с кем-то ваши глаза, как намагниченные, сами опускаются вниз,
то будьте уверены - перед вами 'альфа'. Причем, он-то как раз наоборот, будет
очень охотно смотреть всем в глаза, с удовольствием отмечая, что эти глаза
опускаются, признавая его превосходство. Для него это очень важно - ведь
агрессивный доминант (тиран), по большому счету трус, и властвует он над людьми
лишь потому, что те добровольно ему покоряются. В упомянутых уже опытах с
петушками исследователи заклеивали доминантам их высокие гребни, и, несмотря на
свои прекрасные бойцовские качества, они оказывались 'внизу'. А все потому, что
им никто не покорялся сам.
А если попробовать и людям не покориться? Если ваш ранг низок, то это крайне
рискованно! Нет, унижаться не нужно - нужно избегать таких ситуаций. Ваша
взыгравшая гордость может, конечно, выдать один импульс конфликтности, но
продолжения конфликта вы очень возможно, не выдержите. Он ваш ранг уже раскусил
и знает, что вы рано или поздно сдадитесь. А конфликт - это его стихия, он ему в
кайф... Он сразу откажется от борьбы с чем-то ему явно неподвластным (к примеру,
с силами природы), но вы-то в его власти! Обуздывать таких людей, конечно,
нужно, но не вам этим следует заниматься. Победив вас (а это почти неизбежно),
он еще более укрепится в своей агрессивности. Вступать в конфликт с
высокоранговыми следует только тогда, когда вы абсолютно уверены в победе.
Что можно посоветовать в этом случае? Общеизвестны советы не показывать своего
страха. Это правильно! Боитесь - значит, вы признаете ваш более низкий ранг, и
вы, следовательно, - легкая добыча. Но ни в коем случае не пытайтесь без хорошей
предварительной тренировки изобразить высокорангового - скорее всего не выйдет,
а агрессию спровоцирует, - 'омега', претендующий на место 'альфы', должен быть
наказан. Лучше всего не дать ему определить ваш ранг вообще, показать, что вы в
иерархические игры не играете. Ну, к примеру; если это возможно, не обращать на
него никакого внимания, показать, что он вам безразличен. Не зная вашего ранга,
такой может и не решиться на конфликт. Ведь он, напомню, обычно трус - в том
смысле, что не ввязывается в борьбу, если не уверен в победе. А такую
уверенность он получает, распознав ваш невысокий ранговый потенциал, и тут уже
не отступает на полпути.
О РЕЛИГИИ, ИСКУССТВЕ, И РЕКЛАМЕ
Религия, как система несомненно цивилизованных норм (я имею в виду, конечно,
крупные общепризнанные мировые религии), не могла бы выполнять цивилизующие
функции, не обладай Бог высшим рангом, высшим положением. Иначе низкокультурное
и высокопримативное общество невозможно убедить в том, что причинять зло
ближнему своему - нехорошо. Ведь с эгоистично-прагматических позиций это как раз
оченъ хорошо! По крайней мере, в ближайшей перспективе. А то, что в отдаленной
перспективе это вредит, и причем, как лично ему, так и всему человечеству, так
отдельный индивид это просто так понять и принять не мог. На практике
'сверх-иерарх' наделялся разнообразными гуманистическими качествами, которые
благодаря его высшему иерархическому статусу вполне усваивались паствой в
качестве образца для подражания.
Стоит обратить внимание, что практически все религии возникали в низкоранговых
слоях общества. Человеку с низким ранговым потенциалом крайне необходим кто-то
'свыше'; но при этом хочется, чтобы он был справедлив, добр и милосерден.
Аура уверенности, окружающая многие 'святые книги' (к примеру, Веды), при полной
непонятности содержания, служит неиссякаемым источником авторитета.
Смысл и ценность их содержания для современного человека (не исследователя)
полностью утрачены, поэтому их влияние не может быть объяснено ценностью
содержащейся в них информации. Напротив, самокритичность и публичные сомнения,
присущие истинной науке, сильно портят отношение к ней со стороны ненаучной
публики.
Талантливое произведение искусства также способно убедить в чем угодно, так как
действует напрямую на подсознательно-инстинктивные механизмы мозга. В этом, по
очень большому счету, и состоит общественное предназначение искусства - убедить
в недоказуемом (по разным причинам) логически, но не всегда это, таким образом
доказанное, хорошо.
Современная реклама беззастенчиво и нагло эксплуатирует инстинктивные программы.
Инстинкты лишены способности к критическому анализу - подобрав должную 'отмычку'
(шаблон), человека можно заставить захотеть что угодно.
Главное в рекламе - показать уверенность, а доказательства и пространные
объяснения излишни. Следует обратить пристальное внимание на то, как построены
рекламные сюжеты - как правило, они весьма нелогичны, но очень эмоциональны.
Информация подается очень быстро, часто путано, а внимание отвлекается
каким-либо мельканием; Часто текст читается с пулеметной скоростью. Все это
работает на том факте, что подсознание со своими шаблонами работает гораздо
быстрее рассудка, и если не дать рассудку возможности или времени разобраться в
ситуации (и, возможно, запротестовать), то можно внушить человеку что угодно.
Самый коварный режим восприятия .рекламы - 'пропускание мимо ушей'. На самом
деле, пропускание идет мимо контроля рассудка, но в подсознание при этом
беспрепятственно закладывается именно то, и именно туда, куда ИМ нужно.
*************..."
Полный текст по адресам: -
http://kometa.newit.ru/forum/viewtopic.php?p=1346&sid=b4b1f532488784b04890ff72eb
eff10c#1346
http://kometa.newit.ru/forum/viewtopic.php?p=1343&sid=b4b1f532488784b04890ff72eb
eff10c#1343
http://kometa.newit.ru/forum/viewtopic.php?p=1344&sid=b4b1f532488784b04890ff72eb
eff10c#1344
http://kometa.newit.ru/forum/viewtopic.php?p=1345&sid=b4b1f532488784b04890ff72eb
eff10c#1345
Наилучшего.
С уважением.
Georgy Victorovich [DogmatiK]
<dog_matik@smtp.ru>