Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Сигнификаторы цивилизаций
Replies: 27018
Date : 04 Oct 2005 10:47 GMT
From : Gleb [gleb14]
To : Sergey Evtushenko [Ardashir]
Добрый день, Сергей!
Извините, большая загруженность по работе на прошлой неделе не позволила мне
сосредоточиться на ответе на Ваше письмо. Трудно отвечать одновременно быстро и
обстоятельно.
Мне кажется, что со своей модификацией Альбертова тезиса Вы идете в верном
направлении. Однако здесь есть ряд проблем общего и частного плана. Основные
проблемы общего плана:
(1) Как мы будем проверять наши утверждения? Как проверить, например, связана ли
христианская "цивилизация" с Меркурием, а иудейская - с Сатурном? Как проверить,
насколько такого рода соотнесения вообще правомерны? Альберт Тимашев предложил
простую и конкретную теорию: смотреть аспекты Юпитера. Ее легко проверить. Я
проверил и выяснил, что она НЕ РАБОТАЕТ и построена на сомнительных
мировоззренческих предпосылках. А как проверять Вашу гипотезу?
(2) Необходимо четко оговаривать о каких исторических периодах и регионах речь.
То есть если мы занимаемся исключительно временем и социальным контекстом Абу
Машара, то это представляет лишь академический интерес. Если мы пытаемся как-то
использовать это в практической деятельности (пусть даже историософского
порядка), надо делать четкие оговорки. Все обсуждаемые нами культуры очень
менялись на протяжении своей истории. Далее:
SE> Тогда Сатурн будет главным сигнификатором не иудаизма, а иудейской
SE> цивилизации, которая действительно является одной из самых закрытых. Стать
SE> членом данной цивилизации можно, в первую очередь, только по рождению.
SE> Вступление в эту общность нееврея сопряжено со многими трудностями, и, в
SE> первую
SE> очередь, с потерей неофитом своей изначальной национальной идентификации.
Для начала пояснение: я ничего не имею против Сатурна как такового, и ассоциация
какой бы то ни было культуры с Сатурном, будь она верна, не компрометировала бы
в моих глазах эту культуру. Ведь помимо всего прочего, с Сатурном связывался
"золотой век"! Тем не менее в данном случае мне трудно с Вами согласиться.
(1) Я не знаю, какое различие Вы проводите между "иудаизмом" и "иудейской
цивилизацией" (мне кажется, это неправомерно), и какой смысл вкладываете в
выражение "иудейская цивилизация".
(2) Свойства, о которых Вы упоминаете - естественные черты национальной религии.
Понятно, что переходя в национальную религию, человек теряет прежнюю
национальную идентификацию. Однако ввиду чрезвычайной открытости иудаизма (по
меркам национальной религии!), я не могу принять Ваше определение иудейской
цивилизации как "одной из самых закрытых". Возьмите для сравнения индуизм. Такой
категории как "обращение в индуизм" просто не существует; неиндус не может стать
индусом; в этом смысле индуизм не просто закрыт, - он герметически закупорен. (А
его внутренний социальный мир структурирован вокруг очень жесткой кастовой
системы, основанной на законе Кармы, неумолимом и неотменном. Вот уж всем
Сатурнам Сатурн!) Или зороастризм. Официальная позиция парсийских жрецов Бомбея
однозначная: обращение в зороастризм невозможно; в зороастризме можно только
родиться - причем от двух (!) зороастрийских родителей. (В Иране обращений в
зороастризм нет по другой причине: обращение мусульман карается смертью. Только
американский зороастризм представляет собой исключение.)
Напротив, в иудаизм (особенно реформистский/прогрессивный) можно перейти без
труда, было бы желание. Он не ведет прозелитической деятельности, но прозелитов
принимает охотно. По крайней мере, так заповедано: "Когда прозелит приходит для
обращения, его принимают с открытой рукой, - чтобы привести его под крылья
Божественного Присутствия" (Левит Рабба 2:9). "Обращенный дороже Богу, чем все
израильтяне, которые стояли у горы Синай. Если бы израильтяне не были
свидетелями молний, громов и колебаний горы, если бы они не слышали звуки
трубные, то не приняли бы Торы. Но обращенный, который всего этого не видел и не
слышал, предал себя Богу и принял иго Небес. Может ли кто-нибудь быть дороже
Богу, чем такой человек?" (Танхума, Лех Леха 6:32). В одних только США ежегодно
обращаются в иудаизм (преимущественно реформистский и консервативный) не менее
10 000 человек; не менее чем каждый 1/37 американский иудей - "a Jew by Choice".
(Кстати, я думаю, это число столь велико, что аспектов JU/SA на всех не хватит.)
И за пределами США тоже очень много обращений. Социолог Макс Вебер в свое время
объяснил притягательность иудаизма для аутсайдеров двояким образом: "чистота
(иудейской) этики и сила представления о Боге".
Есть и были очень известные обращенные - например, актрисы Мерилин Монро
(1.06.1926) и Элизабет Тейлор (27.02.1932), виолончелистка Жаклин Дюпре
(26.01.1945), библеист Геза Вермеш (22.06.1924), философ Марта Нуссбаум
(6.05.1947). Кстати, еще раз проверим метод Альберта: Монро - расходящийся
квадрат JU/SA (орб 5 град 25 минут); Тейлор - аспекта JU/SA нет (но Юпитер в
трине к Венере с Луной); Дюпре - аспекта JU/SA нет (Юпитер в оппозиции с
Венерой); Вермеш - аспекта JU/SA нет (Юпитер в оппозиции с Меркурием и, видимо,
квадрате с Луной); Нуссбаум - аспекта JU/SA нет (Юпитер, возможно, с Луной).
Лишний раз убеждаемся, что метод не работает.
(3) Очень важный вопрос: о каком историческом периоде речь? Степень открытости
иудаизма в разные исторические периоды была разной. В новозаветные времена он
был очень плюралистичен, и там были выраженные универсалистские тенденции.
Христианство, возникшее как одно из направлений иудаизма, показывает, сколь
далеко эти тенденции могли иногда идти. С III века возобладали тенденции к
унификации (отчасти под нажимом римских властей!), а потому средневековая
раввинистическая система - наиболее "сатурнианская" фаза в развитии иудаизма (но
все же не чистый Сатурн). Но в новое время она закончилась, и иудаизм снова
многообразен и во многих своих проявлениях весьма открыт.
(4) Конечно, в иудаизме, как и в любой другой религии, есть сатурнианские
элементы. В ультраортодоксальном (и нередко ортодоксальном) иудаизме их много.
Но такова черта любой ортодоксии любой религии! Законы шариата часто носят не
менее сатурнианский характер. А взгляните на крайнее правое крыло в православии!
Эти книги продаются на лотках во многих храмах, но было бы неоправданно
отождествлять их с христианством в целом или даже православием в частности. Тем
более - староверы. Так же и в иудаизме. "Меа шеарим" - словно иллюстрация из
книги про Сатурн. Но далеко не все иудеи таковы.
(Замечу, однако, что истоки хасидизма - какие угодно, только не "сатурнианские".
Наоборот, он зародился именно как реакция против крайнего законничества
раввинистической системы XVIII века и продолжение мистической традиции.
Почитайте "Хасидские предания" Бубера или "Рассыпанные искры" Визеля, они дают
об этом некоторое представление.)
(5) Большинство современных иудеев не считают иудаизм единственным путем к Богу.
И они критикуют христиан за (так сказать, "сатурнианские") притязания на
исключительность.
(Небольшое отступление. В иудаизме на протяжении всей его истории было мало
примеров столь радикально изоляционистского подхода, как у кумранитов.
Парадоксальным образом, однако, некоторые российские астрологи, почему-то питая
к кумранитам особый интерес, ассоциируют их чуть ли не с зороастризмом!
Кумраниты бы в гробу перевернулись, услышав такое о себе.)
(6) Проблематично отводить Сатурн религии, которая выделяется своим радостным и
жизнеутверждающим характером. (И это несмотря на то, что иудейская религия часто
бывала гонима, и жизненные условия часто были тяжелыми.) Даже в жестком
ультраортодоксальном иудаизме это есть - послушайте хотя бы хасидские
мелодии!... Как я уже говорил, тот же буддизм намного пессимистичнее и
аскетичнее. Индуизм бывает разным, но в общем, тоже не венец оптимизма.
Греко-римские религии в ряде важнейших аспектов были довольно грустными. И т.д.
(7) Иудаизм не закрыт в том плане, что о нем очень много информации, он, в
основном, прозрачен для изучающего.
(8) Возможно, имеет смысл учесть и данные античной зодиакальной географии. Иудея
там ассоциируется именно с Овном (см., например, Птолемей "Тетрабиблос" II.3).
Т.е. согласно Птолемею, "иудейская цивилизация" (если пользоваться Вашей
терминологией) связана с Овном и Марсом. Возможно, это древнейший известный нам
вариант сигнификации. Как Вы знаете, я не из тех, кто слишком восторженно
относится к трудам древних, но в данном случае идея небессмысленная. (Постольку,
поскольку такого рода ассоциации между культурами и знаками-планетами вообще
имеют смысл, в чем я не стопроцентно уверен.) К Сатурну и Козерогу же Птолемей
относит как раз Индию, что, на мой взгляд, резонно, - хотя его собственное
обоснование отдает греческим шовинизмом ("их жители безобразны, нечистоплотны и
грубы").
"Традиционный" иудейский подход к этой проблеме несколько запутан.
Распространенная у современных астрологов идея, что Иудея связана с Рыбами,
восходит к иудейскому религиозному философу, экзегету и раввину Исааку
Абраванелю (1437-1508), написавшему мидрашистский комментарий на пророчество о
Мессии; в "Источниках спасения" (1496/1497) он разработал собственную концепцию
относительно астрологических признаков прихода Мессии. По его мнению, соединение
Юпитера и Сатурна в Рыбах связано с рождением Мессии в Иудее. (Эту интерпретацию
подхватили христиане времен Возрождения, делая особый упор на то, что примерно с
началом христианской эры точка весеннего равноденствия перешла из Овна в Рыбы.)
Стало быть, это Рыбы и Юпитер. Однако в более ранний период отыскать такие
ассоциации проблематично. Да, чуть раньше Ибн Эзра говорит в этой связи о
Сатурне и Водолее (видимо, с опорой на арабских авторов). Однако в талмудический
период, мы вроде бы такого не находим. Зато там была влиятельная точка зрения,
восходящая как минимум к III веку, что Израиль вообще не имеет планетного
соответствия: "Эйн мазаль ле-Йисраэль", т.е. "нет звезды/планеты у Израиля"
(В.Т. "Шаббат" 156а). На мой взгляд, эта точка зрения заслуживает глубокого
внимания. В более ранний период вроде бы ничего нет. Хотя...Как я уже говорил,
возможное исключение составляет Книга Есфири (IV век до н.э.), где "иудейская
цивилизация", олицетворяется прежде всего Юпитером (= Мардохей) и Венерой (=
Есфирь). В принципе, здесь может быть даже связь с Рыбами (JU + VE), что
возвращает нас к Абраванелю. Этому можно попробовать подыскать дополнительное
подтверждение: праздник, с которым связано избавление евреев в Книге Есфирь, -
Пурим (Праздник Жребиев) - приходится на 14-е число месяца Адара. Адар же, 12-й
месяц еврейского года, символически связан как раз с Рыбами. Надо сказать, что
Пурим - праздник очень веселый, протекающий в карнавальной атмосфере... К
сожалению, однако, вся эта линия аргументации сопряжена с серьезными проблемами.
Наибольшая из них состоит в том, что Пурим не единственный праздник с
(возможным) астрологическим подтекстом, и другие праздники могут наводить на
мысль о другой сигнификации. Скажем, если вспомнить классификацию Птолемея
(Иудея - Овен), то приходит на ум, что на 14-е число месяца Нисана (=Авива),
символически соотносимого с Овном, падает праздник Пасхи, очень важный для
иудаизма и включавший жертву агнца. Стало быть, проблема метода стоит как нельзя
более остро. В любом случае сигнификацию иудейство-Сатурн очень, очень трудно
обосновать.
SE> Отождествление христианской цивилизации с Меркурием в этой связи также
SE> выглядит вполне обосновано, поскольку исламская цивилизации в описываемый
SE> период
SE> времени граничила на западе с православной Византией, культура которой
SE> унаследовала большую часть эллинистического и, в первую очередь, греческого
SE> наследия. Главным астрологическим сигнификатором эллинистической культуры
SE> действительно является Меркурий - Гермес. Герметизм, представляющий собой
SE> сплав
SE> египетской и греческой культуры, представлял собой квинтэссенцию
SE> эллинистической
SE> культуры.
Эпоха эллинизма, отличавшаяся смешением культур, пожалуй и впрямь носила во
многом "меркурианский" характер. Однако вся эта линия рассуждений мне не
нравится.
(1) Нельзя вырывать Византию из общего контекста того, что происходило в
христианских странах вообще. Культура, скажем, христианского Запада начала
формироваться в IV веке (когда христианство стало официальной религией Римской
империи). Приблизительно к 1000 году возникло то, что Дэвид Гресс называет
Старым Западом, и представляет собой симбиоз трех великих наследий: (1)
греческого; (2) христианского; (3) германских обществ северной Европы. См.
подробнее, например, очень важную работу David Gress, "From Plato to NATO: The
Idea of the West and Its Opponents" (Free Press, 1998). (Гресс - профессор
Бостонского университета.) В этом смысле тот факт, что некогда греческая
культура имела "меркурианский" характер иррелевантен. При этом, не будем
забывать, до раскола 1054 года церковь была единой, и первенство имел Рим.
(Кстати, меня интригует тот факт, что 1054 год, имевший столь глубокие
последствия для христианской истории, связан с важным астрономическим событием -
вспышкой Сверхновой звезды, остатком которой является Крабовидная туманность.
Кажется, это 4.07.1054 по наблюдениям китайских астрологов.)
(2) При чем тут, скажите, герметизм? Какое он имеет отношение к вопросу о
сигнификации? И почему Вы называете именно его "квинтэссенцией эллинистической
культуры"?
SE> Отождествление Марса с сохранившейся к тому времени зороастрийской
SE> цивилизацией также вполне обосновано, поскольку в описываемый период
SE> времени эту
SE> религию исповедовали, в первую очередь, народы, жившие в горных районах
SE> современных северо-восточного Ирана и Афганистана. Во времена Абу Машара со
SE> времени исламского завоевания Ирана прошло уже около 200 лет, в течение
SE> которых
SE> зороастризм искоренялся исламскими агрессорами огнем и мечом. Поэтому
SE> преданность Заратуштре к 9-му веку сохранили только горные воинственные
SE> племена.
SE> Ведь и в настоящее время этот регион один из самых напряженных, правда,
SE> воюют
SE> населяющие этот край племена, сейчас под зеленым знаменем Пророка
SE> Мухаммеда.
SE> Извилисты пути истории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Абу
SE> Машар
SE> отдал Марс воинственным горным племенам, исповедующим в его время один из
SE> вариантов зороастризма.
При такой формулировка Вас можно понять так, что зороастрийская "цивилизация"
стала ассоциироваться с Марсом после VII века н.э. (время арабского завоевания),
и сохраняла эту ассоциацию всего лишь несколько веков. (Общины парсов в Индии -
что угодно, только не Марс.) Но тогда нам особого проку от этой сигнификации
нет, если она имеет столь узкие временные рамки. Между тем довольно любопытно,
что Персия (не зороастризм!) ассоциировалась с Марсом (через ее связь с Овном) и
гораздо раньше: во II веке до н.э. (ветхозаветная Книга Даниила 8:20), и далее -
у Манилия ("Астрономика"). (Птолемей, однако, связывает Персию с Тельцом и
Венерой.)
Кроме того, Вы не совсем правы в территориальном вопросе. Не только во времена
Абу Машара, но и после него некоторые важные территории оставались
зороастрийскими. В первую очередь это, конечно, Фарс в юго-западном (не
северо-восточном!) Иране. См., например, сведения аль-Истахри (географа Х века)
о том, что там зороастрийцев много, и что они сохраняют там неповрежденной
институциональную структуту веры. См об этом Jonathan Berkey, "The Formation of
Islam: Religion and Society in the Near East, 600-1800" (2002). Вообще в
западном (!) Иране процесс исламизации шел медленнее.
SE> Отождествление Венеры с исламской цивилизацией той эпохи также вполне
SE> понятно. Дело в том, что ее центр в 9-м веке находился на территории
SE> современных
SE> Сирии и Ирака. (города Дамаск и Багдад). На этой территории в течение
SE> нескольких
SE> тысячелетий развивалась сирийская цивилизация (по терминологии Тойнби),
SE> одним из
SE> ярких представителей которой были финикийцы. Характер народов, входящих в
SE> эту
SE> цивилизацию, был действительно мирный. Этому способствовал теплый климат,
SE> плодородные земли междуречья и широко развитая торговля. Все пришельцы,
SE> приходившие в эту страну как завоеватели, обладающие высоким уровнем
SE> пассионарности и агрессивности, в течение нескольких поколений становились
SE> мирными землепашцами. Эта же участь постигла и арабов, которые вторглись в
SE> эти
SE> земли в 7-м веке, обладая высоким уровнем пассионарности. А 9-му веку их
SE> уровень
SE> пассионарности понизился до уровня, соответствующего уровню данного
SE> региона.
Вы здесь мыслите столь масштабно, что напрашиваются естественные возражения.
Одно из них касается географии и столь очевидно, что мне даже кажется, что я Вас
неверно понял. А именно: какая сирийская цивилизация в Багдаде, развивавшаяся в
течение нескольких тысяч лет??? Современный Багдад (основан в 762 году н.э.)
находится примерно в 80 км к северу от развалин древнего Вавилона. Вавилония на
протяжении своей долгой истории была связана с самыми разными народами и
культурами, и средоточием мирного землепашества ее никак нельзя назвать. Там,
кстати, и Ктесифон в двух шагах. У того же Птолемея Вавилония связана с Девой, -
хотя мотивировка, как всегда, оставляет желать лучшего ("изучение математики и
наблюдение за пятью планетами являются характерными особенностями их жителей").
Впрочем, не исключено, что если он опирался на какую-то традицию, то у его
источников было более солидное обоснование. Сирию же - со Скорпионом и Марсом.
(У Манилия Сирия относится к Овну.) Зато в более древнем источнике, Книге
Даниила (II век до н.э.), Сирия (эллинистическое царство Селевкидов) - Козерог.
Финикийцы, - по Птолемею, Лев и Солнце; по Манилию, Водолей - действительно,
были относительно мирными, но где Багдад, и где Финикия? Не будем также
забывать, что финикийцы - один из нескольких народов, входящих в
этнолингвистическую "ханаанейскую" подгруппу семитских народов. К ней также
относятся израильтяне, моавитяне, аммонитяне и эдомитяне. Исторически они ведут
происхождение от общей культуры.
Всего доброго!
G.