Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Суть Каббалы
Replies: 27730
Date : 07 Dec 2007 21:31 GMT
From : Arye Neishlos [moderator] (aryeneishlos@optonline.net)
To : Olya Andersson [olyaolya] (olya.andersson@soderhamn.com)
Ко мне часто обращаются с вопросом: «Могу ли я изучать Каббалу?». Некоторым я
отвечаю: «Да, обязательно!». Другим же: «Нет, ни в коем случае!».
Как я это определяю? Никакой мистики — всего лишь элементарное знание hалахи,
еврейского законодательства!
Согласно еврейской традиции, за неисполнение Закона сполна наказывается лишь
тот, кто этот Закон знает. То есть, в данном случае, незнание Закона от
ответственности хоть и не освобождает, но принципиально изменяет ее степень.
Еврей, не знающий hалахи, относится к категории тинок, ше-нишба, «украденного
младенца». Его можно сравнить с еврейским ребенком, украденным в младенчестве (и
воспитанным в нееврейском духе) и ничего не знающим о своем еврействе. Понятно,
что такого еврея нельзя судить за неисполнение законов, поскольку он о них
попросту не знает… Если начать обучать такого «украденного младенца» «сухой
hалахе», то она поначалу, скорее всего, вызовет у него отторжение. Еврейские
законы — сложные, трудно понимаемые — могут показаться ему реликтами давно
ушедшей эпохи…
Как раз для объяснения hалахи и существует Каббала. Все остальное — ее побочные
проявления, хоть и зачастую очень интересные и важные. Однако, повторяю,
основное назначение Каббалы — объяснение смысла практического исполнения
заповедей.
Еще рабби Хаим Виталь, один из создателей современной штудии Каббалы, придавал
этому огромное значение, составив целую книгу — «Таамей hа-мицвот» , «Смысл
заповедей». У любавичских хасидов существует своя книга — «Дерех мицвотеха» ,
«Путь заповедей». Она также объясняет hалаху с точки зрения Каббалы, но довольно
сложна для понимания непосвященных (хасидизм же придает огромное значение именно
осознанному исполнению заповедей).
К слову сказать, обычаев, соблюдаемых не в силу скрытого в них каббалистического
смысла, а просто как дань традиции, очень мало. Все заповеди (из числа 613-ти) и
большая часть обычаев объясняются именно Каббалой.
Вот в этом-то и кроется главная ловушка. Если человек, не знающий заповедей,
начинает изучать hалаху, то он какое-то время может ссылаться на «непонятность
смысла» и так далее. Однако стоит ему приступить к изучению Каббалы — и
последняя «отмазка» пропадает. Говоря языком hалахи, человек, изучающий Каббалу,
но при этом не исполняющий заповедей, с легкостью может перейти в категорию
мейзид, «повстанец», то есть не соблюдающий hалаху не по незнанию, а
исключительно «назло».
Поэтому когда человек спрашивает меня о целесообразности изучения Каббалы, я
сразу интересуюсь, зачем ему это надо. Собирается ли он использовать
каббалистическое знание для лучшего исполнения заповедей или просто захвачен
модным интересом? И если передо мной — баал тшува (человек, возвращающийся к
религии), я советую ему обязательно заняться этим — сначала хотя бы понемножку.
Осознание внутреннего смысла Торы и заповедей очень помогает при вхождении в
повседневный круг исполнения религиозных обязанностей. Однако если вы видите в
Каббале всего лишь модное интеллектуальное течение, то приступать к серьезному
ее изучению не советую. Хотя бы по той причине, что едва вы узнаете смысл той
или иной заповеди, отвечать за ее неисполнение вам придется уже «по полной
программе».
То же самое можно сказать и об изучении Каббалы неевреями. Естественно, в наш
век информационной свободы закрыть неевреям доступ к Каббале невозможно. Вот
только понимает ли изучающий суть еврейского учения?
Каббала, как вы, надеюсь, уже поняли, является «надстройкой» на базисе иудаизма.
Зачем христианину (или, паче того, атеисту) изучать Каббалу (если, конечно, он
не занимается сравнительным религиоведением)? С моей точки зрения, если нееврей
начал изучать Каббалу, то закончиться это изучение может только гиюром — иначе
он ничего в Каббале не понял.
Кроме того, если говорить об истинном изучении Каббалы, то оно возможно лишь в
маленьких группах. Трактат Талмуда «Хагига» , «Праздничная жертва», говорит о
том, что маасе берейшит, науку о сотворении мира, можно преподавать не более чем
трем ученикам одновременно, маасе меркава, объяснение видений пророка Йехезкеля,
(«науку о функционировании мира») — не более чем двум. В противном случае
возможно неверное понимание. Особенно это касается современных массовых групп,
где лекции по Каббале слушают одновременно до пятидесяти человек.
Конечно, если говорить о популярных лекциях или популярных статьях, доступных
уровню среднего читателя, то, на мой взгляд, тут ограничений быть не может.
Ничего страшного, если читатель узнает о скрытом смысле еврейской религии. Может
быть, это даже подтолкнет его к выполнению или более внимательному соблюдению
заповедей.
Однако не следует полагать, что непосвященный, посетивший несколько популярных
лекций или прочитавший несколько обзорных статей, действительно изучает Каббалу.
Он всего лишь прикасается к тайнам еврейского учения. Для серьезных же занятий
необходимы знание иврита, возможность посещать очные занятия у компетентных
преподавателей, религиозных евреев (если вы не находитесь в Израиле, то
каббалистических ешив поблизости даже и не ищите, но могут найтись и хасидские
ешивы. И,естественно, желание приобщиться к практике иудаизма — в противном
случае, все ваши занятия Каббалой окажутся бессмысленными.
Dr. Arye L. Neishlos