Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Astrologer.ru - Фундаментальная Астрология StarGate.Ru - Популярная Астрология Консультационная Служба

Астрологическая Консультационная Служба портала Русская Профессиональная Астрология


Subject: Re: Водолей - символ России ? Replies: 3635 3638 3647 Date : 23 Dec 1998 04:49 GMT From : Irina Makarova [zhan] (zhan@a-teleport.com) To : Igor Miller [Igor]
Добрый день! AT>>Так вот, по опыту общения с ним, да еще принимая во внимание тот факт, что AT>> истинными управителями Водолея являются Юпитер (внутренний) и Сатурн Интересно, давайте начнем сначала. Попалась мне довольно любопытная и по-своему интересная статья - по поводу - какая планета каким знаком управляет, я надеюсь, что это будет интересно всем. Вроде бы ничего нового в ней нет, но все таки, есть интересные мысли, и взгляд современного астролога на управителей знаков. Мне особенно понравилось- как автор обьясняет управление Плутоном знаков Овна и Скорпиона. ПЛАНЕТАРНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ Мэгги Хайд В современной астрологии существует непродуманная тенденция к вытеснению традиционных управителей знаков путем придания исключительных полномочий транссатурновым планетам. Утверждают, что Уран управляет Водолеем, Нептун - Рыбами, и Плутон - Скорпионом. Это создает ошибочное представление о традиционном символизме планет и их соотношении со знаками зодиака. Это соотношение лучше всего показать визуально (см. диаграмму). В старом распределении присутствуют двенадцать знаков и семь видимых планет. Солнце и Луна считаются планетами, и каждая из них управляет одним знаком - соответственно Львом и Раком. Оставшиеся пять планет управляют остальными десятью знаками. Каждая планета управляет двумя знаками - одним положительным и одним отрицательным. Эти знаки иногда называют дневными и ночными, иногда - мужскими и женскими. {1} Планеты и их управления знаками имеют ясный и характерный порядок. Это Халдейский порядок {2}, основанный на средней скорости планет, видимой с Земли. Он начинается с Солнца и Луны, двух великих светил Небес, управителей Дня и Ночи. Солнце правит положительным знаком Льва, Луна - отрицательным знаком Рака. Птолемей говорит нам, что в соответствии с этим "они (древние) считали полукруг от Льва до Козерога солнечным, а полукруг от Водолея до Рака - лунным, так что в каждом из полукругов один знак мог быть приписан к каждой из пяти планет как их собственный, один - имеющий отношение к Солнцу, а другой - к Луне в соответствии со сферами их движения и особенностями их природы" {3}. Порядок движения планет определяет их управление знаками, начиная с Меркурия и кончая Сатурном. Смещаясь в одну из сторон от Льва и Рака, мы приходим к Близнецам или Деве. Близнецы положительны, Дева отрицательна. Оба знака управляются Меркурием, который управляет Близнецами днем, а Девой ночью. Двигаясь дальше в обе стороны, мы достигаем знаков Тельца и Весов - обоими управляет Венера. Она управляет отрицательным знаком Тельца ночью и положительным знаком Весов днем. В порядке планетарного движения Венера следует за Меркурием. За знаками Венеры мы обнаружим знаки Марса, следующей планеты в порядке движения. И опять, есть положительная обитель (Овен) и отрицательная (Скорпион). За Марсом в порядке движения следует Юпитер, и его знаки "берут в скобки" знаки Марса; Юпитер управляет положительным Стрельцом и отрицательными Рыбами. Наконец, мы достигаем Сатурна, самой медленной из видимых планет, управляющей положительным знаком Водолея и отрицательным знаком Козерога. Эти два знака противоположны знакам Солнца и Луны. Именно по этой причине говорят, что Сатурн - это наибольший вредитель и враг жизни, ведь он противостоит силам созидания "в диаметральном аспекте, не согласующемся с благотворностью". Юпитер образует трин и ко Льву, и к Раку из своих обителей в Стрельце и в Рыбах, и потому считается наибольшим благодетелем. Марс в Скорпионе образует квадратуру к Солнцу во Льве в мужском полукруге, а Марс в Овне образует квадратуру к Луне в Раке в женском полукруге - в результате мы имеем меньшего вредителя. Венера в Тельце образует секстиль к Луне в Раке в женском полукруге, а Венера в Весах образует секстиль к Солнцу во Льве в мужском полукруге: Венера - меньший благодетель. Птолемей был первым, кто записал эту систему обителей, согласно которой планеты "родственны" знакам, к которым они "приписаны". Он также использует эту систему. Важно отметить, что концепция обителей является частью гораздо большей доктрины, доктрины "достоинств и слабостей" планет. Планеты в любом гороскопе имеют то ли эссенциальные и/или акцидентальные достоинства, то ли эссенциальные и/или акцидентальные слабости {4}. На этой основе была создана система баллов для оценки силы или слабости каждой планеты. Планетам в собственных знаках, знаках, которыми они управляют, приписывается максимальное количество баллов как обладающим эссенциальным достоинством. Из пяти эссенциальных достоинств до нашего времени дожили только два. Термы, фасы и триплицитеты исчезли из общего употребления, но Доктрина достоинств и слабостей образовывала основу практики в главном течении Западной астрологии еще со времен Птолемея. Во времена Лилли птолемеевская система эссенциальных достоинств превалировала надо всеми остальными: "Существовала большая разница между арабами, греками и индусами относительно эссенциальных достоинств планет: я имею в виду, как правильно поставить в соответствие несколько степеней знаков каждой из планет; в течение многих веков, до времени Птолемея, астрологи не могли достигнуть решения этой задачи; но со времен Птолемея греки единогласно следовали оставленному им методу, который с тех пор и другие христиане Европы и по сей день считают рациональным; но Мавры из Берберии и те астрологи их нации, которые жили в Испании, используют нечто отличное от нас".{5} В девятнадцатом веке, когда начали сказываться последствия открытия Урана, доктрина достоинств, а вместе с ней и вопрос об обителях, стали подвергаться серьезным сомнениям. Вильсон замечает: "С сожалением, но я обязан признать, что главная часть птолемеевской системы основана на этой нелепой каббалистической чепухе о достоинствах планет по владениям, - всего лишь человеческом изобретении и распределении, причем одном из худших из когда -либо известных, не согласующемся ни с природой, ни с разумом, ни даже с самим собой. Существование восьмой планеты сразу раскрывает абсурдность этого".{6} Транссатурновые планеты своим появлением бросили вызов, угрожая разрушить всю структуру обителей. И все же, в течение почти двух тысячелетий существования Западной астрологии, обители являлись частью ее незыблемой основы. Для практикующих астрологов Лилли приводит простую истину, отражающую самую суть вопроса: "Точный путь суждения в астрологии лежит, в первую очередь, через совершенное знание природы планет и знаков".{7} Знание взаимоотношений планет и знаков давало возможность астрологу выносить суждение и достигать понимания, основанного на силе или слабости планет в любом конкретном гороскопе. Говорят, что планета в своей обители "подобна принцу, распоряжающемуся в своем дворце"{8}. На основании этого первого из эссенциальных достоинств становится возможной и первая из эссенциальных слабостей - планета в ущербе, в положении, противоположном знаку, которым она управляет. Непопулярность планет в изгнании среди некоторых современных астрологов следует, видимо, из непонимания их целевого назначения. Они служат в качестве руководства астрологу в его суждении о факторах гороскопа, а не как моральный комментарий о состоянии рассматриваемого индивидуума. В частности из такого соотношения одного фактора с другим, с точки зрения силы и слабости, и возник астрологический язык, не только позволяющий астрологу достичь собственного понимания, но и дающий возможность разным астрологам вести диалог. Если бы у нас не было общего языка, не могло бы быть понимания и общего опыта. Более того, мы не смогли бы оценить работу астрологов прошлого или поучиться их искусству, и таким образом оказались бы отделены от нашей истории. Взаимоотношения планет и знаков являются частью фундаментальной доктрины астрологии. Невозможно игнорировать эту доктрину и оставаться в истинном русле астрологической традиции. Планетарные управления - это астрологическая "данность", вопрос веры, а не индивидуального предпочтения. Это как бы эстафетная палочка, которую получает каждый, начиная заниматься астрологией, и, хотя это и может звучать слишком сухо, только через посвящение в это учение можно проникнуть в мудрость традиции астрологии. * * * * * Транссатурнианцы стремятся присвоить себе значения не только тех планет, чьи обители они узурпируют, но также и других планет, совершенно независимых с точки зрения обители. Уран охватил некоторые значения, которые обычно приписывались Меркурию, Марсу и Юпитеру. Нептун охватил значения, прежде придававшиеся Луне, Меркурию и Венере. Плутон принял прежние значения самого Солнца, поскольку какой еще символ возрождения был видим для древнего человека, если не Солнце, возрождающееся каждый день? Транссатурнианцы, с их очарованием и очевидной глубиной, принизили духовную емкость видимых планет. Давайте теперь рассмотрим традиционные управления более детально и выясним, что с ними случилось с появлением новых планет. Традиционно Марс управляет и Овном, и Скорпионом; он управляет Овном днем в своем положительном выражении и Скорпионом ночью в своем отрицательном выражении. Ключевыми словами для этого Бога войны являются такие концепции как воля, энергия, желание и сила. Однако изучающий должен уметь различать самоуверенный и смелый напор Марса в Овне от неуловимой и тайной воли Марса в Скорпионе. Марс в своем положительном проявлении в Овне - воин и агрессор, а в отрицательном проявлении в Скорпионе он - трансформирующая и иногда исцеляющая энергия шамана и мага. Следовательно, Марс управляет и огненным, и водным знаком, и было бы недостаточно свести Марс к такому ключевому слову как "тепло"{9}. Оно несомненно подходит к огненному Марсу Овна, но не к водному Марсу Скорпиона. Если Марсу оставляют только управление Овном, ему не позволяется отрицательный способ проявления. Это сразу же меняет значение Марса, и далее следует эффект домино. Интегральная красота астрологической мандалы распадается на отдельные фрагменты. При отсутствии отрицательного управления Марса Скорпиону дается Плутон как его управитель и фактор трансформации. И Плутон должен теперь стать женским божеством, чтобы скомпенсировать потерянную женскую (отрицательную) сторону Марса {10}. Это меняет наше понимание Скорпиона, поскольку давая Скорпиону исключительно Плутон, мы должны рассматривать его в новой перспективе, основанной на том, что, как мы думаем, нам известно о Плутоне. Но и на этом мы не можем остановиться, поскольку весь зодиак взаимоувязан. Нашим следующим шагом будет пересмотр Овна, затем знаков, противоположных знакам Марса - Тельца и Весов. А это, в свою очередь, потребует переоценки их управителя Венеры. Каждый раз, когда традиционная планета уступает обитель транссатурновой, новая планета частично берет на себя качества, которые астрологи использовали как атрибут традиционной планеты. Например, Сатурн был ограничен только одной областью значений, изгнан в горы Козерога, чтобы действовать как Владыка Формы и Времени в своей земной обители, где он является хозяином материального мира. Но в то же время его управление воздушным знаком Водолея прежде рассматривалось как его величайшая радость. Именно в Водолее Сатурн мог найти положительное проявление, мог владеть миром интеллекта и давать форму абстрактной мысли. Его атрибутами были изобретение и человеческие убеждения. В наше время мы почти потеряли это понимание Сатурна в Водолее, отдав его качества или Урану, или самому знаку. Что интересно в этом перемещении - большинство астрологов согласились бы, что положительный Сатурн - это не то же самое, что Уран. Следовательно, не имеет символического смысла заменять один управитель другим - ведь они заметно различаются в принципе. Значительные изменения возникают не только в том, что касается планет, но и в значениях самих знаков. Водолей уже больше не понимается как место, в котором может положительно проявляться Сатурн. Он стал знаком восстания и эксцентричности, качеств, приписанных ему в результате назначения Урана его управителем. Если астрологи убеждены, что транссатурнианцы заслуживают статус управителя, почему каждый транссатурнианец не управляет двумя знаками зодиака? Например, на какой основе было решено не только каким знаком управляет Нептун, но и сколькими знаками он управляет? Вполне может быть так, что практический опыт диктовался необдуманной теорией. Концепция обителей основана на предпосылке, что каждая планета, кроме светил, имеет дневную и ночную обитель; это доктрина об управлении. Было бы довольно путанным говорить об управлении, если допустить, что какая-то планета управляет только одним знаком зодиака. Неужели Нептун занимает в схеме место, подобное Солнцу и Луне, которые управляют только одним знаком? А если нет, тогда значит, что для Нептуна допускается только отрицательная (ночная) обитель? Ему что, не позволяется проявлять себя положительным образом? Одним из способов объединить новые планеты со старым порядком было бы говорить о соуправлении. Астрологи пришли к своего рода соглашению по поводу того, какие знаки связаны с какими транссатурнианцами, и допустили частичное управление и традиционной, и новой планетами. Однако с этим соглашением все не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Астрологические гиганты, подобные Картеру, а также многие астрологи прошлого века часто были слишком прагматичными, чтобы говорить о соуправлении, и вместо этого ссылались на понятие родства, следуя здесь преимущественно Птолемею. Соуправление - это, конечно, практическое решение проблемы, но оно поднимает снова те же вопросы, что и при отдании исключительного управления транссатурнианцам. Как оказалось, что Нептуну было предоставлено соуправление только одним знаком? Почему он не соуправляет двумя? Если астрологи пришли к выводу, что Нептун имеет родство только с одним знаком, то, возможно, было бы правильнее избегать термина "соуправление", чтобы не создавать путаницы в концепции Управлений. Я расписываю все это детально, чтобы показать сложности и несоответствия, которые возникают, когда кто-то что-то меняет в какой-либо части целостной системы. Некоторые школы астрологии справились с теоретической стороной вопроса {11}. Например, Ram School в Голландии выступила против старых управителей и создала собственную систему, основанную на теософских концепциях и дополнительно введенных гипотетических планетах. Ее основная предпосылка заключается в том, что в солнечной системе существует двенадцать небесных тел, и каждое из них управляет одним знаком. Эта система не имела особого успеха среди англоязычных астрологов, но по крайней мере в ней присутствует четкая теоретическая позиция, а также ясное понимание целей и намерений. Не так обстоит дело в некоторых других учебных организациях. Факультет астрологических исследований в своем "Руководстве для начинающих" {12} полностью сдал на свалку систему традиционных управлений. В разделе о планетах в нем под каждой планетой подписан знак, которым, как утверждается, эта планета управляет, и управление Рыбами отдается исключительно Нептуну, Водолеем - Урану и Скорпионом - Плутону. Юпитеру, Сатурну и Марсу дается в управление каждому только по одному знаку. Не предлагается никаких соуправлений. На стр. 73 в главе о домах дается так называемая "Диаграмма домов". Хотя диаграмма относится к "управляющим планетам", и эти планеты указаны как управляющие домами, естественный порядок домов привязан к естественному зодиаку. Нет ни слова ни о птолемеевской традиции достоинств и слабостей, ни о полярности между обителями и изгнаниями. Эта терминология важна, поскольку она выражает основу нашей традиции, без нее мы не имеем общего языка. Факультет еще больше усложняет простые вопросы, пытаясь иметь дело с традиционными взаимоотношениями планет и знаков в единственной ссылке на стр. 75. Здесь не к месту упоминаются "экзальтации" и "слабости": "Астрологи прошлого придавали большое значение положениям планет в знаках, называя некоторые "экзальтированными", другие - "ослабленными" по их знаку. Сейчас это считается устаревшим". И это руководство, в котором поминается Пифагор и даются указания по одному из древнейших искусств человечества. Если мы обратимся к рекомендованному справочнику Филби, то обнаружим таблицу экзальтаций, изгнаний и падений без объяснения, что экзальтация и падение образуют одну пару, а обитель и изгнание - другую. Филби противоречит руководству по крайней мере в том, что дает как традиционные управления, так и транссатурновые соуправления, а также упоминает родство. И все же другой раздел озаглавлен "Собственный знак", что, видимо, является типографской ошибкой и делает все это учение фактически недоступным для понимания начинающего. Путаница достигает крещендо в диаграмме на стр. 142, где старые управители заменены новыми с единственным исключением Марса в Скорпионе, который притаился за Плутоном. Но Юпитеру и Сатурну так не повезло. Факультет значительно изменил доктрину управления, не указав никаких причин для такого изменения. В корне этого решения может лежать повышенное внимание, которое уделяется во всем руководстве аспектам между планетами, и которое проистекает из интереса к гармоникам. Но какой бы ни была причина, если Факультет хочет, чтобы такие значительные изменения были приняты всем астрологическим сообществом, он должен представить их гораздо более ясно и с гораздо более убедительной аргументацией. Но, видимо, за изменениями нет никакой конкретной философии, поскольку в текстах нет ни дискуссии, показывающей понимание богатых взаимных связей между фундаментальными элементами астрологической грамматики, ни понимания исторического контекста, из которого возникло понятие управления. Если Факультет будет продолжать выступать против традиционных управителей, ему следует ожидать критики за его бездумную позицию. Мы можем быть благодарны, что не все из его членов разделяют точку зрения, приведенную в руководстве. И его нынешний Президент {13}, и некоторые из его преподавателей используют на практике традиционных управителей, хотя "в экзаменационных целях" учат по-другому. А тем временем конца не видно ущербу, который наносится нашему астрологическому наследству, и те, кто мог бы стать астрологами, отгораживаются совершенно не необходимыми препятствиями от входа в русло астрологической традиции. * * * * * Контакт с астрологической традицией и диалог с астрологами прошлого - существенный источник вдохновения для современных астрологов. Это не означает, что мы должны принять ту или иную идею только потому, что она стара. Многое в старой астрологии представляет уровень деталей и премудростей вторичного значения, которые может быть нелегко понять. По этому поводу Т.С.Элиот многое говорит о природе традиции, применимой для астрологов: "Имея дело с традицией или пытаясь восстановить ее, мы всегда встречаемся с опасностью перепутать жизненно важное и несущественное, действительное и сентиментальное. Вторая опасность для нас - понимать традицию как нечто неподвижное... Никакой пользы не принесет нам потворство своему сентиментальному отноешнию к прошлому... Мы не можем также благополучно, без очень критической проверки, упрямо зарываться в кучку догматических представлений, поскольку то, что может быть здравым воззрением в одно время, если это только не одна из немногих фундаментальных вещей, оказывается пагубным предрассудком в другое время" {14}. Традиция - это не просто копирование астрологии прошлого, это живой процесс. Принятие традиции, использование общего языка дает возможность художнику достигать в своем искусстве высочайшего выражения потребностей его века. В этом смысле традиция никогда не бывает чем-то конечным и фиксированным, но становится непрекращающимся диалогом между ее последователями, живущими и ушедшими. Участниками этого процесса нас делает наше отношение к нему, наше понимание того, что Элиот называет Историческим чувством: "Традиция не может быть унаследована; если она нужна вам, вы должны обрести ее великим трудом. Она включает, в первую очередь, историческое чувство... Это историческое чувство, которое является чувством вневременного, а также и преходящего, и вневременного и преходящего вместе, и делает автора традиционным. И именно оно в то же самое время дает автору наиболее острое осознание его места во времени и его соответствия этому месту. Ни поэт, ни представитель какого-либо искусства не имеет сам по себе целостной значимости. Его значимость, его высокая оценка - это оценка его связи с умершими поэтами и художниками" {15}. Признание новых планет как исключительных управителей вместо старых указывает на серьезную нехватку исторического чувства. Планетарные управления являются одним из фундаментальных элементов астрологии, который мы в нашей практике стремимся испытать и заново утвердить. Мы можем попытаться ввести дополнительно новые планеты, если решаем это сделать, но если мы изначально не приняли традиционную структуру как исходную точку, мы не можем надеяться создать что-либо в нашем искусстве для своего века. Без осознания исторического контекста изменения перестают быть частью развивающегося процесса и диалога: они наивны и безосновательны. Мы в своей астрологии не можем отрицать транссатурнианцев, мы далеки от этого. Только немногие сторонники традиционной астрологии предлагают игнорировать новые планеты, и только в исключительной ситуации они могут быть обойдены вниманием в гороскопе. Необходимо глубокое понимание их значимости, и начать нужно с того первичного факта, что они невидимы {16}. Транссатурнианцы ставят проблему перед каждым астрологом нашего века, и тема Управлений раскрывает природу и масштабы дилеммы, с которой мы сталкиваемся. Самое важное относительно новых планет то, что они разрушительны для старого порядка. Они прорывают границы и разрушают форму, созданную Сатурном. И в соответствии с этим, если им дается управление знаками, они разрушают доктрину управления и отсекают нас от нашей астрологической истории и традиции. Транссатурнианцы могут быть наиболее эффективны в тех случаях, когда они символически ограничиваются делами, недоступными для выражения старым богам. С этой точки зрения, они могут также рассматриваться как имеющие родство с определенными знаками. Понятие соуправления, хотя и вводит в заблуждение своей терминологией, может быть все же применимо в практическом смысле при условии, что старые управители символически недостаточны и не могут выразить нечто, свойственное транссатурнианцам. В мире произошли обширные изменения с тех пор, как были открыты эти невидимые боги, и каким бы ни было наше психологическое представление о них, наше понимание основывается, истинно или ложно, на корреляции их открытия с процессами в мире. Наша современная эра разрушила границы Сатурна, ей знакомы революция и разобщение (Уран), спиритуализм, кино и фармацевтическая промышленность (Нептун), концепция бессознательного и ядерная энергия (Плутон). Все это соотносится в мире с транссатурнианцами; они действительно принадлежат нашему веку и ставят нас лицом к лицу с современностью. Если астрология потеряет из виду свою традицию, она потеряет из виду и свою современную задачу. Отношение, которое наивно разметает следы старых богов - это именно то отношение, от которого все боги спасаются бегством. Если астрология стремится внести свой вклад в преображение человечества, она должна оставаться верной своей традиции, она должна стоять на следах богов. Примечания: 1. Птолемей использует деление на мужские или дневные и женские или ночные знаки. Манилиус говорит также о нечетных и четных знаках, откуда следует понятие положительных и отрицательных знаков, ссылаясь на мнение Пифагора о том, что нечетные числа мужские, а четные - женские. В статье используются термины "положительный" и "отрицательный" потому, что в наше время они наиболее часто используются астрологами. 10. Женскому Марсу - т.е. Марсу в водном знаке - уделялось слишком мало внимания в ориентированной преобладающе на мужское начало астрологии последних веков. Его переоценка могла бы способствовать работе астрологов. Направление, которое дает Плутону управление Скорпионом, а затем делает Плутон женским божеством ? -( в римской мифологии -бог Плутон, властелин подземного царства) может быть, если мы применим мысль Юнга, компенсацией потерянной женской стороны Марса. Как отмечает Юнг в "Духовной проблеме современного человека", "Для каждого кусочка сознательной жизни, который теряет свою важность и ценность, согласно действующему закону, возникает компенсация в бессознательном". Множество интерпретаций, даваемых транссатурнианцам, можно рассматривать как компенсацию потери сознательного содержания в нашей Астрологии. 16. Психологические астрологи связывают транссатурнианцев с юнговским понятием коллективного бессознательного. Это интересный подход, однако он может оказатьсЯ чрезмерно упрощенным, поскольку в нем традиционные планеты трактуются лишь как "личные". Любовь и Желание, Мир и Война, Венера и Марс могут также иметь и коллективный, и бессознательный компоненты. С уважением Ирина.


Правила Подписка по электронной почте Зарегистрироваться   Вернуться к списку сообщений Отсортировать по темам Архив Форума Редактор картинок   Предыдущее сообщение Создать новое сообщение Ответить Следующее сообщение

Личная консультация у профессионального астролога

Участник Rambler's Top100 TopList