Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Astrologer.ru - Фундаментальная Астрология StarGate.Ru - Популярная Астрология Консультационная Служба

Астрологическая Консультационная Служба портала Русская Профессиональная Астрология


Subject: Re: Астро- и психологические модели - о Юнге Replies: 4158 Date : 12 Mar 1999 04:59 GMT From : Jonan Norton [Jonan] To : Boris Shorning [Boris]
Здравствуйте, все! Книга Ричарда Нолла «Тайная жизнь Карла Юнга» лишь недавно вышла в свет как у нас (1998) и на своей родине (1997). Поэтому, учитывая дискуссии на Форуме вокруг психологических моделей, я решил представить вашему вниманию послесловие Нолла, представляющее собой прекрасное резюме этой книги. Позиция Нолла и его выводы обусловлены определенным мировоззрением, именуемым «научным», и книга вполне отражает это. Но это одна из самых добросовестных биографических книг, и по объему поднятого в процессе анализа материала тоже. Многие архивные материалы публикуются впервые. Одним словом, я считаю эту книгу вполне достойной обратить на себя ваше благосклонное внимание Йонан Ричард Нолл Послесловие к русскому изданию книги «Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга» Я чрезвычайно рад тому, что читатели смогли познакомиться с русским переводом моей последней книги о жизни и деятельности Карла Густава Юнга (1875-1961). Я особенно горжусь тем, что переводчиком моей работы является д-р Вадим Менжулин из университета "Киево-Могилянская Акаде-мия". Его познания в истории юнгианства были по достоинству оце-нены в Соединенных Штатах, и, но моему мнению, в настоящий момент он находится в числе ведущих экспертов по данному вопросу в мире. Вадим Менжулин посетил меня в Гарвардском университете и феврале 1998 г., и в ходе наших стимулирующих интеллектуаль-ных дискуссий я почерпнул для себя много интересного. Поскольку переводчик является специалистом в данной области, я абсолютно уверен, что перевод моей книги выполнен качественно. Я также благодарен издателю данной работы Сергею Удовику, любезно согласившемуся опубликовать и распространить ее русский перевод. Я чрезвычайно рад тому факту, что моя книга переведена на один из славян-ских языков. Я желаю счастья всем жителям Белоруссии, России, Украины и других стран Содружества Независимых Государств и искренне надеюсь, что когда-нибудь смогу во многих из них побывать. Мои предки по мате-ринской линии являются славянами, и во время моих предыдущих поездок в Польшу и Россию у меня было чувство, словно я вернулся домой. На-деюсь, что, приехав в Украину, я испытаю аналогичные чувства. Поскольку это первый перевод моей научной работы на русский язык, позвольте мне вкратце рассказать о нынешнем состоянии изу-чения Юнга в англоязычном мире, о научном статусе юнговских теорий на текущий момент, а также об особом явлении, которое носит название "юнгизм"* (Специфическое название юнгианского движения, введенное Ричардом Ноллом и выражающее его особое отношение к деятельности современных юнгианцев Прим. перев.) Моя работа удивила многих и вызвала оживленную полемику в юнгианских кругах в Северной Америке, Европе и Южной Америке. Большинство людей, считавших, что они знают Юнга (речь идет о непоколебимо убежденных в своей правоте юнгианских аналитиках), были шокированы обнародован-ными мной архивными материалами, которые прежде были неиз-вестны. Прочитав обе мои книги о Юнге (Арийский Христос: Тай-ная жизнь Карла Юнга и Юнговский культ: Истоки харизматического движения), они всполошились так, словно я вылил им на головы по ушату ледяной воды. Однако мое понимание научности созвучно с позицией известного британского историка Хьюго Тревор-Роупера, придерживающегося в отношении научного исследо-вания следующего идеала: "Вода должна быть свежей, прохладной и бодрящей, она должна литься извне, а ее воздействие должно быть ощутимым, вызывающим внезапный шок, который постепенно сме-няется успокоением и милым полемическим журчанием". Я убежден в том, что полемика не так уж плоха. Наоборот, это весьма позитивное явление. Полемика порождает пламенные дис-куссии. А в отношении Юнга и харизматического духовного движе-ния, известного как "юнгизм", это очень даже позитивное явление. Юнгианцы не обсуждают фундаментальные идеи своего учителя. Отчасти это объясняется тем, что юнгианские аналитики (претенду-ющие на роль преемников Юнга) имеют слабую научную, философ-скую или историческую подготовку. Мир юнгианских аналитиков является замкнутым, сосредоточенным на себе, островным сообществом, чаще всего оторванным от университетов и колледжей (за исключением департаментов английской литературы, где психо-анализ все еще пользуется популярностью), основных течений в медицине, клинической психологии, психиатрии, а также в когни-тивных и неврологических науках. С другой стороны, юнгианский мир связан с духовными движениями "New Age" и разнообразными оккультными и эзотерическими философиями. Вплоть до 1990-х годов в англоязычной литературе не было никаких критических де-батов по поводу фундаментальных идей Юнга. Да, в 80-х в Нью-Йорке была проведена одна конференция по антисемитизму Юнга, но ни в Соединенных Штатах, ни в Европе, ни в Южной Америке не было ни одной конференции, посвященной обсуждению научного статуса основополагающих идей юнгианства. Когда речь заходит об оценке жизни и деятельности Юнга, желательно, чтобы было боль-ше дебатов и дискуссий, больше полемики, а вовсе не наоборот. Лишь благодаря подобным критическим дискуссиям мы сможем обрести истину. Нынешнее состояние изучения Юнга Я осознаю, что большинство работ Юнга появилось на русском языке лишь в течение последних четырех-пяти лет, а это значит, что у ученых, работающих на русском языке, лишь недавно появилась возможность начать важную работу по тщательному изучению и постижению Юнга с последующим созданием критических коммен-тариев к его жизни и деятельности. Любопытно, что то же самое можно сказать и о критическом изучении Юнга и в англоязычной литературе. Несмотря на то, что существует целая армия специалис-тов по Фрейду, а из блестящих историко-критических работ о нем и об истории психоанализа можно было бы даже составить неболь-шую библиотеку, критических и исторических работ по Юнгу, име-ющих такую же научную ценность, не хватило бы даже для того, чтобы заполнить половину полки. По сути дела, исследование Юнга начинается с главы о нем в книге Генри Элленбергера "Открытие бессознательного", появив-шейся на английском языке в 1970 г., то есть через девять лет после смерти Юнга. Историческая информация о его детстве, ранних пе-риодах жизни и карьеры подана в ней блестяще. Но и эту книгу следует читать критически, ибо Элленбергер (являвшийся по своим убеждениям швейцарским националистом) еще задолго до того, как она была опубликована, позволил, чтобы Юнг самолично ее прочи-тал и внес в ее содержание собственные коррективы. Соответствен-но, к Юнгу Элленбергер далеко не так критичен, как к Зигмунду Фрейду. Затем появилась книга Питера Хоманса "Юнг в контексте" (1979 г.). Основываясь на психоаналитических теориях Хайнца Кохута, Хоманс пытается представить Юнга как патологического нарциссиста. Для такого утверждения имеются некоторые историчес-кие основания, и, как я выяснил в ходе исследования архивных материалов, Юнг и сам признавался аналитику-юнгианцу Майклу Фордхаму, что у него "нарциссический характер". Однако, патологизируя Юнга, Хоманс опирается при этом лишь на очень краткий период его жизни: с 1903 г. по 1913 г., т.е. периода, во время кото-рого Юнг был непосредственно связан с Фрейдом. Этот период, безусловно, очень важен, но, скажем, для формирования более поз-дних теорий Юнга он вовсе не так важен, как предполагают исто-рики психоанализа (преимущественно фрейдисты). Другой проблемой книги Хоманса является ее абсолютная аисторичность - ее автор игнорирует специфические интеллектуальные, социальные, политические, биологические (расовые) и религиозные аспекты не-мецкой культуры, имевшие огромное влияние на Юнга. Но как бы то ни было, это первая работа, в которой рассматриваются все ран-ние сочинения Юнга, причем Хоманс был первым, кто сделал это не прибегая к теориям самого Юнга для интерпретации его же со-бственных идей. А ведь это общераспространенная ошибка, допус-каемая во многих книгах о Юнге, авторами которых являются либо его ученики, либо более молодые аналитики-юнгианцы, имеющие, как я уже говорил, слабую историческую, социологическую или научную подготовку, а то и не имеющие ее вовсе. За все 80-е годы на английском языке не появилось ни одной значительной работы по критическому или историческому изучению Юнга. Ни одной. Да, кое-что публиковалось, но все это были весьма посредственные книжки производного характера (иными словами, основывавшиеся на вторичных источниках, написанных другими лицами) или же метафизические либо агиографические труды юн-гианских аналитиков и потому неспособные привнести какие-то новые идеи в интеллектуальное исследование жизни и деятельности Юнга. В 1993 г. появились сразу две работы, посвященные очень разным аспектам данной проблемы. Первой из них была книга Ф.Шаре "Спиритизм и основания психологии К. Г. Юнга". В ней предложены новые подходы к осмыслению важности влияния, оказанного спи-ритизмом на жизнь Юнга, его раннюю клиническую деятельность и на более поздние периоды его жизни. Действительно, по моему мнению, юнговская психотерапевтическая техника "активного вооб-ражения" на самом деле является всего лишь новым наименованием старинной практики вызывания ауто-гипнотического транса, рас-сматривающегося в качестве механизма для установления контакта с автономными существами ("духами", а позднее — "архетипами") с целью самоисцеления или самообожествления. Точно также можно смело утверждать, что использование Юнгом в своих аналитических сеансах других техник (таких, как астрология, И-Цзин, Таро, про-роческая интерпретация снов) является прямым продолжением ок-культных практик. Второй важной книгой, появившейся в 1993 г., была книга Джона Керра "Опаснейший метод: рассказ о Юнге, Фрейде и Сабине Шпильрейн". Это исчерпывающий труд, и он затмевает более ран-ние и менее полные работы Джорджа Хогенсона и Линды Донн. Книгу Керра можно считать итоговой работой о вопросу о взаимоотношениях между Фрейдом и Юнгом, и в обозримом будущем вряд ли кому-то удастся сказать в этой области что-то новое. К середине 1998 г. появились лишь еще две серьезные работы: мои книги "Юнговский культ: истоки харизматического движения" (вышла в свет в сентябре 1994 г.) и "Арийский Христос: тайная жизнь Карла Юнга" (сентябрь 1997 г.). В этих работах я представил ранее не публиковавшийся материал, добытый мною в архивах Се-верной Америки и Европы, который ставит под сомнение многие прежние предположения относительно Юнга. Всем известно, что предки Юнга по отцовской линии были нем-цами (а не швейцарцами) и что большинство своих работ он написал на немецком языке. Но вот любопытный факт: до меня один лишь Элленбергер попытался (да и то лишь вкратце) прокомментировать этот главенствующий аспект Юнговской жизни и воззрений. Кроме Элленбергера (ныне покойного) ни один из исследователей Юнга, печатавшихся на английском, не выказал способности прочитать Юнга в оригинале (т.е. на немецком) или же понять его культуру. Занятная выходит ситуация: ведь это почти то же самое, что, будучи американским ученым, заявлять о "понимании" частной жизни и интеллектуального или исторического контекста Лурии, Лысенко или, к примеру, Толстого, ни разу не упомянув о русской культуре, не умея читать по-русски и не имея возможности прочитать руко-писные частные документы, которые можно найти лишь в архивах. Но, к сожалению, с изучением Юнга дела обстояли именно так. Помимо меня, среди англоязычных специалистов по Юнгу лишь Пол Бишоп из университета Глазго (Шотландия) способен свободно читать и работать на немецком. Это вовсе не означает, что Юнга невозможно понять в переводе (полезный критический анализ может производиться с различных перспектив), а только то, что, прежде чем принимать на веру исторические утверждения о жизни и деятельности Юнга, их сперва следует тщательно рассмотреть. Что будет дальше? Есть несколько подающих надежды молодых ученых, способных в будущем создать что-то интересное: уже упо-мянутый Пол Бишоп из Глазго, Курт Алмквист из Стокгольма (Швеция), Петтери Пиетикайнен из Хельсинки (Финляндия) и Вадим Менжулин из Киева (Украина). Дейдре Байр (являющаяся профессиональным биографом) использует материалы из Юнговс-ких архивов в Цюрихе с целью написать полномасштабную биогра-фию Юнга, но, к сожалению, она недостаточно свободно владеет немецким языком и потому совершенно не в состоянии читать ру-кописные немецкие тексты. Она является специалистом по фран-цузскому языку и литературе, а не по немецкому. Кроме того, как не раз говорила мне сама Байр, она является "феминисткой", что в применении в Юнгу должно, вероятно, означать: "Я хочу его каст-рировать (метафорически!) за то, что он был полигамистом". Свою феминистскую биографию Юнга Байр планирует издать через два-три года. Скорее всего это будет самая полная биография по срав-нению с уже имеющимися, но и ее можно будет рассматривать лишь в качестве предварительного шага на пути к созданию неким уче-ным, свободно владеющим немецким языком, полной и итоговой работы, в которой будут обобщены все личные документы Юнга. В настоящий момент его семья старается допускать к ним только "пра-воверных" юнгианцев. А появление серьезных ученых не приветст-вуется. Семья Юнга ставит перед учеными любые возможные препятст-вия. В Швейцарии Юнг очень знаменит (более того — является национальным достоянием), и его потомки готовы на все, лишь бы скрыть нелицеприятные аспекты его личной жизни. От публики по-прежнему скрывается "Красная Книга" Юнга — знаменитая ил-люстрированная книга, в которой переданы видения Юнга и его медиумические дискуссии с его духовным гуру Филемоном. Совсем недавно Дейдре Байр рассказала мне, что ей все-таки позволили ее посмотреть. Но, увы, разрешение "посмотреть" не подразумевало разрешение "прочитать" и сделать необходимые выписки. Байр ска-зала мне, что на самом деле ей даже нс позволили к пей прикос-нуться — знаменитую священную книгу с Юнговскими видениями держал перед ней один из членов семьи. Судя по всему, только потомкам Юнга позволено касаться священной книги и листать ее перед посторонними. Однако, поскольку срок действия авторских прав на Юнговские работы истечет в ближайшие 20-30 лет, его семья вскоре перестанет получать доходы от их издания. Вполне вероятно, что после этого она захочет возместить утраченные миллионные при-были и задумается об издании "Красной Книги". Но я готов побить-ся об заклад, что мы еще не скоро ее увидим. А на текущий момент, как мне было сказано, оригиналы "Красной Книги", а также более ранней "Черной Книги" и других дневников Юнга портятся ввиду плохих условий хранения. Жаль. Нынешний научный статус Юнговских концепций Как показано в моей работе, одним лишь более глубоким истори-ческим пониманием Юнга ограничиться никак нельзя — мы также должны попытаться оценить его теории в соответствии с нынешним состоянием научного знания. Сделав это, мы обнаружим, что с точки зрения науки конца XX века очень немногие из его идей сохраняют действенность. Большую помощь в экспериментальной и клиничес-кой работе и по сей день оказывает Юнговская "теория комплексов" (1902 г.). Экспериментальные исследования, проводимые в наши дни учеными, занимающимися когнитивными науками, продолжают свидетельствовать и пользу правильности многих данных, получен ных Юнгом. Его понятие о биполярном психологическом феномене, носящем название "экстраверсия—интроверсия" (1913 г.), под-тверждается экспериментальными исследованиями не только в пси-хологии, но и в неврологии. Получает определенное эксперимен-тальное подтверждение и такой аспект его теории типов, как идея о психологической паре "мышление—чувство". Однако все осталь-ное в Юнговской теории "типов личности" вызывает серьезные на-учные проблемы. Часто проводимый в Америке психологический тест ("Типологическая инвентаризация Майера—Бриггса", сокра-щенно — MBTI), основывающийся на Юнговской теории психоло-гических типов, в настоящее время становится все менее популяр-ным, поскольку статистические исследования его достоверности и действенности показали: он не дает обещанных показателей. Поэто-му приходится признать некорректными любые утверждения о том, что MBTI якобы является научным подтверждением достоверности Юнговской теории психологических типов. Все наиболее известные идеи Юнга — об архетипах (1919 г.), кол-лективном бессознательном (1916 г.) и индивидуации (1916 г.) -строятся па представлениях, характерных для психологии и биоло-гии XIX века и в настоящее время признанных ошибочными. Они могут представлять определенный интерес с метафизической или философской точки зрения, но современные исследования в когни-тивной и неврологической области не дают абсолютно никаких не-зависимых свидетельств в пользу достоверности этих утверждений Юнга. Ныне известно, что человеческая психика и мозг имеют куда более сложное строение, чем те модели, которые Юнг изучал, бу-дучи студентом медицинской школы сто лет тому назад. Между Юнгом и представителями современной науки имеется множество противоречий по части используемых ими имплицитных допущений и эксплицитных методов: (1) По вопросу о взаимодействии психики с телом Юнг стоит на позициях интеракционизма, являющегося разновидностью дуализ-ма. Согласно Юнгу, тело и психика представляют собой обособлен-ные сферы бытия, которые взаимодействуют посредством некоего таинственного связующего медиума. В современной науке, независимо оттого, о какой именно научной дисциплине идет речь, единственной обоснованной позицией считается материалистический монизм. (2) Юнговские биологические допущения (имеющие решающее значение для его аргументов в пользу теорий коллективного бессо-знательного и архетипов) основаны на тех понятиях, которые в на-стоящий момент признаны ошибочными: а) идея Ламарка о наследовании приобретенных признаков; б) витализм — идея о том, что органическая и неорганическая материи существуют в соответствии с разными физическими и хи-мическими законами, а также что "жизнь" предполагает наличие в природе специфической телеологической силы (которую Юнг назы-вает "либидо"), отсутствующей у "неживого"; в) органическая намять — ошибочное предположение (основан-ное на ложной аналогии) о том, что биологическая наследственность и процессы человеческой памяти в своей основе тождественны, т.е. имеют один и тот же субстрат; г) господствовавшее в немецкой научной культуре времен Юнга антидарвинистское представление о том, что "естественный отбор" не был движущим механизмом или источником биологической эво-люции. (В наши дни некоторые юнгианские аналитики пытаются доказать, что юнговские теории архетипов и коллективного бессо-знательного якобы подтверждаются научными исследованиями дар-виновской эволюционистской биологии, но это совершенно абсурд-ное и беспочвенное утверждение); д) кроме того, современные исследования, проводимые в области молекулярной биологии, не дают никаких генетических свиде-тельств в пользу корректности утверждений о том, что архетипы (даже если таковые существуют) якобы могут быть унаследованы посредством генов или ДНК. Конечно, Юнг слыхал о генах, но тщательное изучение его Collected Works показывает, что он ничего не знал об исследованиях в области генетики; е) Юнг абсолютно игнорирует весьма правдоподобные и логичные альтернативные гипотезы по поводу того феномена, который, как он утверждает, вызван существованием и функционированием кол-лективного бессознательного и архетипов. Данная попытка исклю-чить из рассмотрения любое другое возможное объяснение делает юнговский подход совершенно ненаучным. Проблема юнговского риторического стиля: аргументация с помощью аналогии Определяющей чертой риторического стиля Юнга является его склонность полагаться на аргументы, построенные на аналогии. Он повсюду видит "соответствия". В этом заключается суть его "эмпи-рического метода" и так называемого "символического метода". Юнг, как и предшествовавшие ему немецкие романтические на-турфилософы (такие, как Гете, Карус и фон Гартман), а также оккультисты и эзотерики (такие, как Блаватская, Успенский, Карл дю Прель, Юстин Кернер и др.), утверждает: если два различных явления имеют определенное структурное сходство, они должны считаться связанными между собой и имеющими одну и ту же сущ-ность, причем каждое из этих явлений может привлекаться для объ-яснения другого. Дальше Юнг никогда не идет: он не пытается восстановить опущенные связи и показать нам, как именно (логи-чески и научно) эти явления связаны. Является ли эта связь корре-лятивной? Причинной? А может быть, между этими двумя явлени-ями и вовсе нет никакой связи? Для Юнга любое соответствие "истинно" просто потому, что он так сказал. Точно так же поступают и современные юнгианские ана-литики, когда утверждают, что "наблюдают" коллективное бессо-знательное в сновидениях, рассказываемых пациентами в их кон-сультационных кабинетах. А где научные свидетельства? К сожа-лению, они считают, что им достаточно тех анекдотических свиде-тельств, которые они получают во время сеансов, а весь научный мир, по их мнению, глубоко заблуждается. Юнгианскому мышлению совершенно чужда идея о том, что ана-логия не обязательно является истиной. Для юнгианцев все анало-гии истинны. Эта методологическая проблема, а также отсутствие у юнгианцев критического мышления и несоблюдение ими простых принципов логики полностью уводит Юнга (начиная с 1913 г.) и всех современных аналитиков-юнгианцев из области науки в царст-во чистой спекуляции, оккультизма и духовности "New Age". Мно-гие юнгианцы заявляют, что юнговские теории коллективного бес-сознательного и архетипов подтверждаются современной квантовой физикой, исследованиями упорядоченных и хаотических состояний, изучением ДНК, генетикой или же, к примеру, лингвистической теорией Хомского, но и в этом случае все их аргументы строятсялишь на аналогии. А ведь аналогии могут оказаться ошибочными... Но юнгианцев это не беспокоит — сами они подобные связи никогда не проверяют, а люди, не верящие в Юнга, их просто никогда не рассматривают. Если ощутить на себе и наблюдать действие силы тяготения могут и юнгианцы, и неюнгианцы, то почему, спрашива-ется, коллективное бессознательное наблюдают одни лишь юнгиан-цы, а научный мир — нет. Увы, последний не располагает никакими надежными, конкретными и верифицируемыми свидетельствами в пользу этих популярных Юнговских понятий. Юнгианцы не желают слышать подобные неприятные новости, но ничего не поделаешь, таков подлинный научный статус Юнговских идей на сегодня. Как я уже указывал, Юнг повсюду видит "соответствия". В этом суть его так называемого "эмпирического метода". На основании последнего он демонстрировал в своих поздних работах, что алхи-мические символы XVI зека якобы присутствуют в сновидениях пациентов XX века. Юнг утверждает: раз символы "похожи", они должны быть определенным образом связаны. Все те свидетельства, которые он представляет в своих алхимических работах, основаны на данном способе аргументации посредством аналогии, вследствие чего все эти так называемые "свидетельства" в пользу коллективно-го бессознательного и архетипов оказываются весьма сомнительны-ми. К тому же Юнг игнорирует более логичные альтернативные гипотезы — такие как, например, криптомнезия (которая в совре-менной литературе по экспериментальной когнитологии обозначает-ся как "имплицитная память"). Более того, как я обнаружил в ходе проведенных мной архивных исследований, Юнг в своих трудах по алхимии время от времени умышленно фальсифицировал некото-рые детали в показаниях своих пациентов. Юнг обычно утверждал, что до анализа пациент никогда не сталкивался с алхимическими символами или мифами. С глубоким сожалением я должен сооб-щить, что это ложь*.(* Пример подобной лжи приводится в последней главе данной книги — Прим, перев.) Юнгизм, капитализм и духовный элитизм. Что делать? Русские читатели, интересующиеся Юнгом, наверное, сразу же заметили, что в список наиболее достойных книг, имеющихся в анг-лоязычной научной литературе, я не включил работы юнгианских аналитиков. К сожалению, интеллектуальная изощренность создан-ных ими произведений пока оставляет желать лучшего. В эту разо-чаровывающую группу я включил бы таких юнгианских аналити-ков, как Эндрю Самуэлс, Эндрю Стивенс, Рене Папондопулос, А. Плот, Л.Яффе, Мария-Луиза фон Франц, Барбара Ханнах, Иоланда Якоби, Герхард Адлер, Джеймс Холл, Эрих Нойманн, Джеймс Хиллман, Джун Сингер, Джин Болен, В.Одайник, Джон Биб, Томас Кирш, Натан Шварц-Салан, Клэр Дуглас, Дэрил Шарп, Мэрилин Нэйджи, Джон Хаул, Роджер Вулгер, Эдвард Уитмоит, Мариан Вудман и т.д. Я бы включил в эту группу и некоторых авторов, не являющихся юнгианскими аналитиками. К их числу относятся: Дж.Дж. Кларк, Соню Шандасани, Пол Стерн, Роберт Сигал, Колин Уилсон и Юджин Тайлор (написавший великолепную работу о Вильяме Джемсе и слабую работу о Юнге). Эти авторы (ряд из которых даже имеют должности в университетах) не поль-зуются авторитетом в интеллектуальных кругах Северной Америки и Европы и потому не приглашаются на работу в солидные учебные заведения. Юнгианские аналитики и готовящие их институты не пользуются почетом в медицинских, академических и научных кругах. Для уни-верситетов, медицинских учреждений и научного мира в целом сер-тификаты или степени, полученные в любом из юнгианских инсти-тутов, не значат ровным счетом ничего. Сертификат юнгианского института имеет значение только в рамках сообщества юнгианцев, а за его пределами — лишен какой бы то ни было ценности. Не удивительно поэтому, что книги и статьи этих авторов счита-ются слабыми с интеллектуальной и научной точки зрения. Тому есть несколько причин. Их авторы не пытаются предоставить новую историческую информацию о Юнге (хотя бы в чем-нибудь отличную от той официальной истории, которая изложена в его "Воспомина-ниях, сновидениях, размышлениях"), они также не пытаются по-нять неповторимый немецкий исторический контекст, явившийся определяющим фактором для жизни и деятельности Юнга, они не производят необходимую экспертизу в области истории пауки, ис-тории психиатрии и социологии религии, без чего качественный труд написать просто невозможно. Тем не менее, работы вышеперечисленных авторов популярны среди непрофессионалов, видящих в Юнге духовного гуру или про-рока. Множество юнгианских аналитиков пишут подобные книги для этих духовных искателей с целью представить себя в качестве Юнговских апостолов или даже новых духовных гуру, идущих на смену Юнгу. Есть у них и еще одна цель заработать деньги. Возможно, для написания подобных книг имеются и иные мотивы: один из вышеназванных юнгианских аналитиков недавно написал работу, в которой утверждается, что в некоторых случаях анали-тик-юнгианец имеет полное право вступать со своими пациентками в сексуальную связь. Что поделаешь — ведь этого требует "са-мость"! При этом пациентка, конечно же, должна продолжать пла-тить за проводимую с ней "терапию". Примечателен тот факт, что ни один юнгианский аналитик (ни один!) не выразил но этому по-воду недоумения и не попытался высказать хотя бы какие-нибудь критические замечания. И это несмотря на то, что в Соединенных Штатах и в большинстве других стран сексуальные отношения между терапевтами и пациентами строжайшим образом запрещены. Юнгизм, активно поощряемый юнгианскими аналитиками, стал могучим капиталистическим предприятием, которое с экономичес-кой точки зрения функционирует по схеме пирамиды. Пациентам юнгианских аналитиков надлежит тратить десятки тысяч долларов на "покупку" своего духовного развития или духовного искупления (индивидуации) посредством участия в юнгианском анализе, кото-рым торгуют как разновидностью "духовного посвящения". Пациен-ты и сами имеют возможность включиться в работу пирамиды путем оплаты сотен часов анализа (по 100-150 долларов США за пятиде-сятиминутный сеанс), получения доступа в юнгианские учебные ин-ституты, оплаты обучения у "сертифицированных" аналитиков (длящегося от шести до десяти и более лет), с тем чтобы в один прекрасный день самим стать "сертифицированными аналитиками" (и, следовательно, достигшими "индивидуации" или ставшими ду-ховно развитыми человеческими существами высшего порядка). Это очень похоже на покупку дистрибьюторских прав: вы оплачиваете доступ в систему, благодаря чему вы можете стать сертифицирован-ным дистрибьютором (иными словами — юнгианским аналитиком) продукта, каковым в данном случае является индивидуация или обещание духовного роста. Юнгианский анализ стал специфически капиталистической формой духовности, и в этом плане он имеет много общих черт (как, впрочем, и отличий) с другими ее формами, такими как, например, сциентология. Я искренне надеюсь, что эта поощряемая юнгианцами "пирамида" еще не проникла в постсоветский мир. Я надеюсь, новые читатели Юнга понимают, что для того, чтобы понять Юнга им вовсе не обязательно проходить юнгианский анализ - они могут прочесть и понять Юнга самостоятельно. Или же они могут прочитать новые критические исследования, написанные вышеупомянутыми экспер-тами. Никому не стоит платить деньги за то, чтобы стать целостным человеческим существом, достигшим какой-то особой полноты, ин-дивидуации и духовного развития. Со стыдом я вынужден признать: это типично американское заблуждение. Но обещание, даваемое юн-гианцами, весьма соблазнительно: кому не захочется стать членом особой духовной элиты? Но я все же надеюсь, что мои русскоязыч-ные читатели не повторят ошибки, допущенные в других частях мира (особенно в Америке) теми людьми, которые увлекались или продолжают увлекаться Юнгом. Я также надеюсь, что перед тем, как принять Юнговское мировоз-зрение в качестве своего собственного, мои уважаемые читатели по-пытаются понять, кем же на самом деле был К.Г.Юнг и как человек, и как историческая фигура. У Юнга есть очень много ценного (и лично мне чтение его книг принесло огромную пользу), но есть и много вредного. Для многих Юнг является героем и даже богом. Его наиболее известный облик (мудрого старца) стала основной иконой для но-вейших неоязыческих религиозных движений, в частности сущест-венно повлиявшей на современную духовность "New Age" во всех ее проявлениях. Даже по одной этой причине нам следует осме-литься подвергнуть жизнь и деятельность Юнга тотальной провер-ке, отбросив перед этим вес наши прежние предубеждения и иллю-зии относительно Юнга как человека, если, конечно, мы действи тельно хотим достичь целостности, полноты и индивидуации. Таков мой ответ на вопрос "Что делать?". Любой из нас достигает инди-видуации (в данном случае я использую это слово не в юнгианском, а в шопенгауэровском и ницшеанском смысле) лишь освобождаясь от всех ложных представлений и идеализации по поводу великих исторических фигур — будь то Юнг, Фрейд, Билл Клинтон, Джон Кеннеди, Иисус Христос, Сталин, Ленин, Гитлер или даже наши собственные родители или учителя. Это особенно верно, когда речь идет о духовных или религиозных авторитетах, в частности, о юн-гианских аналитиках, которым не по вкусу ни критическое осмыс-ление или дебаты, ни даже простое обсуждение основополагающих идей Юнга. Почему юнгианские аналитики и другие юнгианцы так боятся проверить жизнь и деятельность своего учителя? Почему вместо этого они предпочитают его обожествлять и идеализировать? Не исключаю, что подобные вопросы уже не раз возникали у вас, мои уважаемые русскоязычные читатели. Быть может, имеются более глубокие (и более мрачные) истины, касающиеся того самого человека, которого знали и до сих пор так успешно скрывали от публичного рассмотрения взора члены семьи Юнга и его последо-ватели. Но лишь до сих пор... В книге, которую вы держите в своих руках, я предложил вам взглянуть на Юнга с новой перспективы, в которой место мистерии занимает история, место мифов - факты, а место слепой веры -критическое осмысление. Ричард Нолл, Белмонт, Массачусетс, май 1998 г. Richard Noll, Ph.D. Lecturer in the History of Science Department of the History of Science Science Center 235 Harvard University Cambridge, MA 02138 USA Адрес электронной почты: noll@fas.harvard.edu World Wide Web home Page address: jungindex. net/noll/ От переводчика Должен признаться: начиная работать над переводом книги Ри-чарда Нолла "Арийский Христос: Тайная жизнь Карла Юнга", я сильно волновался, что мне придется писать большое и ответствен-ное послесловие к русскому изданию, излагать атмосферу, сложив-шуюся вокруг наследия К.Г.Юнга в США, объяснять специфичес-кие причины появления там столь полемической работы, а также долго и витиевато заверять русскоязычного читателя в том, что у нас-де совсем иной культурный контекст, и в нем Карлу Густаву Юнгу еще жить да жить. Но вместо этого мне в очередной раз пришлось убедиться в безграничной любезности и замечательной прозорливости автора "Арийского Христа". В ответ на мою просьбу написать короткое послесловие к русскому изданию своей книги, Ричард Нолл прислал мне вышеприведенный текст и тем самым снял практически все организационные и содержательные пробле-мы. Исходя из данных им оценок и характеристик юнгианского движения в нынешней Америке, читатели сами смогут оценить по-ложение Юнга в русскоязычном мире.


Правила Подписка по электронной почте Зарегистрироваться   Вернуться к списку сообщений Отсортировать по темам Архив Форума Редактор картинок   Предыдущее сообщение Создать новое сообщение Ответить Следующее сообщение

Личная консультация у профессионального астролога

Участник Rambler's Top100 TopList