Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Цитата из С.С.Аверинцева
Replies: 6649
Date : 14 Jun 2000 12:32 GMT
From : Irina Vichajte [Avilana]
To : All
Уважаемые участники форума!
В Киеве в издательстве "Дух и литера" недавно (2000 год) вышла книга
С.С.Аверинцева "София-Логос" (сборник статей+словарь терминов). Позвольте
поделиться маленькой выдержкой из книги:
"Библия представляет мировой процесс как открытый диалог Творца и творения, в
котором нет места судьбе. Талмуд многократно осуждает веру в судьбу (T.J.Sab.Y1,
параграф 8, 1.8 15); по иудаистской легенде, гороскоп праотца иудеев Авраама
гласил, что у него не будет детей, так что само рождение Исаака и происхождение
"избранного народа" было прорывом роковой детерминации (Sab. 156a fin,). В этом
же смысле ранние христиане верили, что вода крещения смывает полученную при
рождении печать созвездий и освобождает из-под власти судьбы. Там, где
торжествовал теизм, судьба должна была уйти из сферы мифа и философских
умозрений в мир житейских понятий и народных суеверий...
Однако поскольку иррациональность человеческих отношений и магия власти,
осужденные христианством, сохраняли реальную силу, идея судьбы не умирает.
Несмотря на все нападки теологов, в течении средневековья держится авторитет
астрологии: эта форма веры в судьбу оставляла больше всего места личному
элементу, прдполагая взгляд на всю жизнь человека как на единое целое. Ренессанс
со своим тяготением к натуралистическому магизму оживил астрологические
интересы. В новое время развитие естественно-научного мировоззрения, ищущего
каузальную детерминацию оттесняет идею судьбы в сферу обывательских
представлений; когда же получила распространение идея общественного прогресса и
надежда на сознательное устроение социальной реальности, судьба оказалась
потревоженной в главной сфере своей власти...
... Соединительное звено между астрологической традицией Ренессанса и 17в., с
одной стороны и посленицшианским умонастроением, - с другой, образует Гете,
говоривший о "... таинственной загадочной силе, которую все ощущают, которую ни
в состоянии объяснить ни один философ и от которой религиозный человек старается
отделаться несколькими утешительными словами" (...). " (с. 167-168).
Мне представляется, что астролог, по вере своей находящийся в религиозном поле,
неизбежно повторяет вопросы, до сих пор нерешенные всей доступной нам историей.
В самом центре всегда оказвается вопрос о свободе воли (как астролога, так и
любого человека). То есть неизбежно получается ценробежный (из поля веры)
процесс. Индульгирующие такую астрологическую практику действия и мотивы -
"помощь", "сочувствие", "сопереживание", ets., - еще больше раскачивают маятник
центробежного движения и рано или поздно, но веревкой маятника оказывается все,
что связано с проблемами эго, в первую очередь, - вопрос власти (как над собой,
своими сомнениями, своей жизнью, так и над другими). Астрология как средство, с
помощью которого можно вернуть себя (другого) в лоно веры (церкви), - наверное,
парадокс только нашего времени.
Астролог, не находящийся в ясном ему самому религиозном поле, идущий за своими
ощущениями, может быть, за стихийной верой, оказывается на центростремительном
пути и так или иначе движется в религиозное поле (каким бы самобытно-эклектичным
оно не оказалось). Как скоро он в него попадет и попадет ли, очевидно, зависит
от степени и качества детерминаций, которые он позволит себе «проговорить», -
осознать, взять в аргументы. Но на этом пути, наверное, самый коварный камень,
- переоценка универсальности личного опыта, возведение его в ранг системы,
учения, а себя (пусть и подсознательно) в ранг учителя.
Приношу извинения уважаемому форуму, что опять не удержалась и позволила себе
уйти вслух в собственные мысли, но, мне кажется, что в предельно личных
отношениях человека и его совести (веры) совершенно уникальную роль играет и
личная ответственность. А она, наверное, заканчивается там, где заканчивается
ЛИЧНЫЙ выбор. Я не понимаю, как можно быть ответственным, если теоретически
оставляя другому Право выбирать, это право не уважается. Почему, хотя бы
просто не допустить, что любой человек - понимает, чувствует, что он делает?
С уважением,
Ирина Вичайте.