Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Иерархия, приоритет, подчинение...
Date : 27 Jul 2000 04:07 GMT
From : Irina Vichajte [Avilana]
To : Тина [Tinka] (mazko@mail.ru)
Доброе утро еще раз!
Т> Тема иерархии мне очень интересна. В связи с советским воспитанием (и по
Т> другим
Т> причинам) впервые задумалась о наличии иерархии в жизни человека году так в
Т> 96-том.
Тоже в этом сообщении зацепила тема иерархии, и тоже интересует.
C>> Иерархия ПОДЧИНЕНИЯ. Если в сознании человека логика оправдывает фантазию -
C>> он
C>> ХУДОЖНИК. Если фантазия раскрашивает плоды ЛОГИКИ - он МЫСЛИТЕЛЬ. Но МИСТИК
C>> использует и логику и фантазию не задумываясь об ИЕРАРХИИ, а потому
C>> собираясь
C>> подняться вверх часто скатывается вниз так как не понимает где ВЕРХ, а где
C>> НИЗ.
C>> В сакрально психологии есть такое слово ПРИОРИТЕТ, раскрывающее проявление
C>> ПРИНЦИПА ИЕРАРХИИ в сознании человека. Астрологически спсобность выявлять
C>> ПРИОРИТЕТЫ т.е. отделять главное от второстепенного определяет ПРОЗЕРПИНА.
C>> C>
Насколько могу понять, иерархия - понятие, описывающее структуру. Одна из
возможных моделей организации любой структуры. Впервые меня это понятие
заинтересовало, когда занималась типами так называемых "цивилизаций" или
"культур". Не помню точно, где именно, но еще Платон говорил о том, что
государство без строгой иерархии элит - государство нежизнеспособное (смутное).
А в одном из исследований попалось и вовсе замечательное деление
культур(цивилизаций) - на культуры стыда и культуры вины. К первым относились в
основном все первобытные культуры и культуры, в основе которых в той или иной
форме лежит "коллективизм" - иначе говоря, - вертикальная иерархия как
социальных, так и "идейных" ценностей.
К культурам вины (культурам по преимущесту "индивидуалистическим") - относились
тирании, монархии, а в том числе и вся западно-европейская цивилизация, в
которой совместилось иерархическая жесткость вертикальная организация социальных
структур и горизонтальная разветвленность ценностных структур. Примеров иерархии
по вертикали множество: Бог (боги)- монарх (тиран, царь), который или сын или
наместник наместник Бога (Богов), - а дальше варианты: церковь (жрецы) - дворяне
(воины...) - "третье" сословие ... (или дворяне - церковь - третье сословие...).
После буржуазных революций пошли игры с порядковыми номерами иерархии, она
перестала быть такой уж строго вертикальной, но к тому в основном все же
стремилась.
Разветвление по горизонтали "пошло" от любви древних греков к философствованиям
и СРАВНЕНИЮ. Тут уж не свободные граждане Аттики вообще, а люди, которые
отличаюся по (бесчисленные сравнения)...
В конечном счете мы получили дробление философий, религии, морали, - на
множество трактующих направлений. Что в конечном счете повлияло и на социальные
структуры, и привело к развитию экономики (и т.д., т.д.). Что в совсем уж в
конечном счете западно-европейскую цивилизацию привело к буржуазным революциям и
т.д., - вплоть до отвоевывания теперь уже последних, - "физиологических", -
свобод и максимальных гарантий.
Демократическая юристпруденция стала "стремиться" выступать как "безличный"
регулятор, работающий против "вины", "страха", - основных "разрушителей"
индивидуальной и социальной целостности. Тут вообще интересные вещи, по-моему,
получаются.
Страх выступал основным "клеем" вертикальной иерархии ценностей в
западно-европейской цивилизации. На любом уровне (от уровня индивидуальных
ценностей до ценностей социальных)."Страх" как негативная сторона "клея"
вертикальной иерархии. Позитивной могли выступать "долг", "благо", "вера", даже
"любовь". Но страх оказывался мощнее, "животнее". Вплетенный в процесс
экономических и технологических изменений, - страх оказывался с одной стороны
сдерживающим вертикальную иерархию фактором, а с другой, - вступал в
противоречие с требованиями самой жизни (жить спокойно) и толкал не только на
"компромиссы" разного рода (предательство ценностей, слова, - мало ли?), но и
способствовал развитию мыслей "самооправдания". От умницы Макиавелли (вот уж
логика, так логика!:-)) до отмены любых высших ценностей, вне самодостаточного
человеческого Я находящихся Ницше (тоже с логикой сложилось:-).
"Вина", - как следствие, результат операции сравнения, - "работала" на брожение
горизонтальных рядов ценностей и в свою очередь подтачивала вертикальную
иерархию. Мне трудно говорить о традиции, но сегодняшние православные батюшки
говорят о том, что вина, уныние, любая "тоска зеленая" подобна греху. (Понятие
"греха" в западно-европейской цивилизации, как и в любой другой, также играет
свою "структурообразующую" роль, причем, как могу пока понять, - позитивного
"клея" вертикальной иерархии, но это совсем отдельная тема).
Хочу извиниться, что пришлось сделать отступление, но именно из того, что
сказала исхожу, когда ставлю вопрос: а какова реальная функция иерархии
подчинения, то есть иерархии вертикальной? В конце-концов, неважно где мы ее
можем "строить" или "наблюдать". Вопрос в том, СТОИТ ЛИ ее строить или "иметь"?
Из того, что знаю об исследованиях центральной нервной системы, - получается,
что поскольку мы не способны в такой структуре (в иерархии подчинения) объять
необъятное, поскольку она ориентирована на принцип соподчинения и
избирательности, то за бортом остается очень много незадействованных ресурсов
организма, в том числе и ресурсов, помагающих быть здоровым. Частично писала об
этом, могу добавить, что и логика (как инструмент мышления), и само мышление (в
силу своей неизбежной дискретности) - достаточно поверхностные "следы",
проникающие в нашу нервную систему. После импринтов по "глубине" проникновения
во все наше нутро идет так называемое кондиционирование, - образование
достаточно устойчивых нейропептидных связей, но так же, как и импринтирование, -
связей, в которых мышление не задействовано (чувства, эмоции, потребности - как
позитивные, так и негативные). Не помню сейчас точно, как называется третья по
глубине отпечатка группа, - она является пограничной по "способу" получения, -
чувственное и осознанное в паре, а вот мышление (со всей его логикой) оставляет
самые неглубокие и неустойчивые "следы" в ЦНС. Нейрофизиологи называют эту
группу следов - следами "обучения". И движком образования этих следов - мотив.
По-сути, психология рассматривает человека только с четвертого уровня
"устройства" его психики. Да, если мы "заведем" себя как-то так, что "выцепим"
страх или веру, любовь, - след глубже, и глубже. А если будем "дергать" за
мотивы, развивать их да еще и логически? Извините, но, похоже, что это будет
фанерный домик в Сибири. Так что и вопрос про верх и низ, про "мистиков",
"художников" и "логиков", - еще очень большой вопрос. Пока могу сказать, что
мистика, - это явно уровень кондиционирования, если не импринта. "Художества" -
на том уровне, что до обучения, но с явным (возможным)подключением двух других,
более глубоких "контуров" (термин). И не от усталости йогины перестают "думать",
тут явно другие процессы, которые позволяют множественные следы (они у каждого)
превратить из множества вполне независимых цепей - сначала разорвать как
замкнутую цепь, а потом или "стереть", или "включить" в "синтез". То, что йога
великолепно стирает кондиционированные связи, - доказано (не один эксперемент с
такими "датчиками":-)), то, что многие духовные практики на вере, медитации,
разных способах "погружения", "выключения" мышления (вплоть до Кастанеды :-))
делают то же самое, - уже научный факт. И я не уверена, что выстраивание
иерархий, - штука "полезная":-) Другое дело, что совсем не запутаться в
фантазиях, - да и, пожалуй, любая только логически образованная иерархия, -
жизнью здорово бьется.
Кстати, о нептуне:-)! Вполне может быть, что он "стиркой" с одной стороны и
синтезом с другой в нашей центральной нервной системе и развлекается. Неслучайно
же всяческая химия связана с нептуном, в том числе и алкоголь, наркотики, всякие
психо-фарм-ужасы (вместе с пиетом:-))Неслучайно в связи с нептуном - и музыка, и
вера, - хоть как-то, да связаны. (У меня нептун в квадрате к венере, спасибо
хоть не к меркурию или сатурну с солнцем, - а то стала бы полжизни жить в
том, чтобы разбираться с "чувственными" и прочими логиками разных мастей! Как бы
не так:-))) И тем не менее вопрос для меня остается открытым и очень важным, -
чего и где стоит иерархия? Где она помагает, а где "создает" структуру, заведомо
обреченную на разрушение?
С уважением,
Ирина