Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Astrologer.ru - Фундаментальная Астрология StarGate.Ru - Популярная Астрология Консультационная Служба

Личная консультация у профессионального астролога


Subject: "Альмагест" Птолемея Полемика Date : 08 Aug 2000 13:49 GMT From : Albert R. Timashev [arta] (arta@astrologer.ru) To : All
Добрый день! Как это всегда [у меня;] бывает, начав читать один источник, сразу начинаешь доставать с полки один за другим смежные труды и искать пересечения. Так вышло и с Сурья-Сиддхантой - с полки перекачевал на рабочий стол "Альмагест" Клавдия Птолемея, который был создан примерно за 100 лет до Сурья-Сиддханты. И на первых же двух страницах первой книги я прочитал следующее (перевод с английского опять мой): [начало цитаты] Аристотель делит теоретическую филосифию ... на три основных категории: физику, математику и теологию. Всё существующее состоит из материи, формы и движения; и ничто их этих трех невозможно наблюдать как субстрат само по себе, без других: их можно только воображать. Первопричина перводвижения вселенной ... может быть представлена как невидимое неподвижное божество; раздел, изучающий это есть теология, поскольку этот вид деятельности относится к высочайшим сферам вселенной, и может быть лишь умозрительным, так как полностью отделен от воспринимаемой реальности. Раздел, изучающий материальную и вечно-движущуюся природу, которая может быть охарактеризована как "белая", "горячая", "сладкая", "мягкая" и тому подобными качествами, называется физикой; такой порядок вещей установлен (по большей части) среди подверженных разрушению тел и под лунной сферой [считалось, что за лунной сферой все тела вечные - АТ]. Тот раздел, который определяет природу переплетений форм и движений, и который служит для изучения формы, числа, размера, места, времени и т.п. называется математикой. Предмет изучения математики определяет ее положение между другими двумя, поскольку, во-первых, он может быть постигнут как с помощью ощущений, так и без них, и, во-вторых, он есть атрибут всех существующих вещей без исключения, и смертных, и бессмертных: для тех вещей, которые находятся в постоянном изменении, он изменяется вместе с ними, для вечных вещей, имеющих неизменную природу, он сохраняет неизменную форму неизменной. Из всего этого следует вывод, что первые два раздела теоретической филисофии скорее должны называться догадками и предположениями, чем знанием; теология - из-за своей полностью невидимой и невоспринимаемой природы, физика - из-за неустойчивой и неясной природы материи; из-за чего нет никакой надежды, что философы когда-либо придут к единому мнению о них; и только математика может предоставить уверенное и непоколебимое знание ей преданным, когда они приближаются к ее строгости. Это так, потому что ее способ доказательств осуществляется неоспоримыми методами, а именно арифметикой и геометрией. Отсюда мы переходим к исследованию именно этой части теоретической философии ..., но особенно теории относительно божественных и небесных вещей. Поскольку лишь это одно предназначено для изучения вечной неизменности. По этой причине математика также может быть вечной и неизменной (что есть подходящий атрибут для знания) в своей собственной области, которая также вполне ясна и последовательна. Более того, она может работать и в областях других [двух разделов] не меньше, чем они сами. Поэтому это лучшая наука, которая может помочь теологии на ее пути, поскольку математика единственная способна выдвинуть правильное предположение относительно того, что неподвижно и изолировано. Потому что она знакома с атрибутами тех существ, которые, с одной стороны, доступны ощущениям и подвижны, а, с другой стороны, вечны и неизменны, [под атрибутами] имея в виду движения и виды движений. Что касается физики, то математика также может внести существенный вклад. Практически любой собственный атрибут материальной природы становится очевидным по ощущениям его движения с места на место. Поэтому легко определить разрушимое от вечного по движению по прямой или по окружности, тяжелое от легкого, пассивное от активного по направлению к центру или от центра. С уважением к добродетельному поведению в практических действиях и характере, эта наука превыше всех остальных вещей может дать людям ясное понмиание; через постоянство, порядок, симметрию и спокойствие, которые связаны с божественным, она делает своих последователей возлюбленными этой божественной красоты, обучающей их и улучшающих их естество, приводя к подобному [себе] духовному состоянию. [конец цитаты] После прочтения этих слов не остается сомнений, что Птолемей был настоящим ученым, в полном смысле этого слова, не придававшим большого значения фантазиям, домыслам и догадкам без должной их проверки, и опиравшимся на строго научный, математический подход даже в теологии, не говоря уже обо всем остальном. Кстати, "Альмагест" - это первая книга по прикладной математике (для тех кто не знает, я по образованию как раз прикладной математик;), она так в оригинале и называется "Математический трактат Птолемея", это уже потом путем многократных переводов и искажений появилось слово "альмагест". А, кстати, первая книга по теоретической математике - это "Элементы" Евклида. Здесь очень интересно отметить контраст между началом Альмгеста и Сурья-Сиддханты: первый начинается с рассуждений о том, что математика - единственный адекватный язык для философского изучения реальности, а вторая - с гимна Брахме и мифа о том, что она дана людям в виде божественного откровения Сурьи :-) Хотя всем прекрасно понятно, что никакого откровения не было, и индусские астрономические трактаты являются либо переводами, либо переработками под индуизм греческих и римских источников (вплоть до греческих терминов в индусской транскрипции и прямых указаний в первых строках - см. мое сообщение про Сурья-Сиддханту - на то, что эти знания получены в Риме, притом что их пришлось вымаливать и выпрашивать;) Одним словом, хочу особо подчеркнуть для всех ценителей медитативно-иррационального подхода, что Птолемей бы вас не одобрил :) Очень правильную мысль, на мой взгляд, высказал Андрей Бударовский, о том, что медитация, экстрасенсрные способности и ясновидение были необходимы профессиональным астрологам до тех пор, пока не было точных расчетов. Эти способности и сейчас лишними никак не будут, но их можно и нужно привлекать лишь когда чего-то не получается достичь рациональными методами, а достичь НАДО. ИМХО. С уважением, Альберт Тимашев


Правила Подписка по электронной почте Зарегистрироваться   Вернуться к списку сообщений Отсортировать по темам Архив Форума Редактор картинок   Предыдущее сообщение Создать новое сообщение Ответить Следующее сообщение

Астрологическая Консультационная Служба портала Русская Профессиональная Астрология

Участник Rambler's Top100 TopList