Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Христианство и астрология
Replies: 9078 9079 9089
Date : 08 Oct 2000 13:45 GMT
From : Irina Vichajte [Avilana]
To : All
Добрый день!
Альберт подал хорошую идею - посмотреть, а какими словами все, что касается
волхвов и, возможно (?), - астрологии, говориться в первоисточнике, - в Торе.
До книги Пророков еще не дошла, но Тору за эти дни перечитала. Издание - Мосад
арав Кук, Иерушлалайим, 5738 (1978). (На книге надпись: текст сверен с рукописью
и масорой Кэтэр Арам Цовы и сходных с ней рукописей Мордыхаем Броером, русский
перевод Давида Йосифона).
Вот что оказывается. Мысль, цитата, которую приводит Кристиан, -
C> "Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да
C> будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них."[Левит
C> 20:27]
повторяется в Торе неоднократно, практически - текст в текст.
НО! НИ РАЗУ нет слова ВОЛХВЫ. Везде в этой фразе стоит слово ЗНАХАРИ. Запрет
вызывать мертвых соседствует с запретом на ЗНАХАРСТВО. Часто, в этом же ряду
запретов идет запрет на все "виды" прелюбодеяния (от - с женой ближнего, до - со
скотиною).
Редко (по сравнению со словом "знахарь") встречается слово "ворожея", но также в
ряду запретов на прелюбодеяния:
"Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложец да будет предан смерти.
Жертвующий богам, кроме одного Господа да будет истреблен..." (Шемот, 22)
В контексте запретов, - запрет на знахарство и ворожбу, - стоят в ряду действий
ДРУГИХ народов, служащих другим богам. По описаниям "мерзостных" действий,
видно, что речь идет о языческих культах и "привычках", - в основном как о
действиях не упорядоченных отношений, так и о действиях, распространяющих или
способствующих распространению "нечистоты" разного рода. Причем "сакральный"
смысл запретов явно уступает, -во всяком случае, - очень скрыт за буквальным,
"гигиеническим", упорядочивающим отношения здравым смыслом, - "мерзко" спать
всем со всеми, есть все подряд, например, - есть мясо на третий день, - вплоть
до любых "нечистых" действий, - отношений с нечистыми (больными, увечными и
пр.), отношений, где ложь, клевета, прочие "мерзости", которые у других народов
не имеют наказаний и пресечения.
В свете запретов о "нечистоте", вызывание мертвых "смотрится" несколько не так
"мистически" - есть запрет не прикасаться к мертвому телу. Как и к больному,
нечистому, - любые "истечения" из плоти - считаются нечистыми и требуют изоляции
нечистого и очищения.
Оценок "астрологов" в Торе нет ни в каком виде. Есть запрет служить Солнцу,
Луне, - КАК божествам, то есть ДРУГИМ божествам, чем Господь:
"Если найдется в среде твоей, в каком либо из врат твоих...мужчина или женщина,
кто ... пойдет и станет служить божествам иным, и поклонится им, или солнцу, или
луне, или всему воинству небесному, чего Я не повелел, ... то выведи мужчину
того или женщину и побей их камнями, чтобы умерли они. По словам двух свидетелей
или трех свидетелей должен быть умерщвлен подлежащий смерти..." (Дыварим 17-18).
Я бы не стала говорить так однозначно о конкуренции Господа Торы с другими
божествами, как говорит Денис, - "логика" запретов идет несколько в другом
русле, - в русле преимуществ монотеизма перед язычеством, преимуществ ЗАВЕТА как
договора с ГОСПОДОМ, но это - другой разговор. Вопрос в другом. Если в Торе речь
идет о ЗНАХАРЯХ, что тем более становится понятным, когда запрет на знахарство
соседствует с запретом на воскрешение из мертвых, то - в Торе ли корни отношения
к астрологии чуть ли не как к греху? Не могу согласиться с Кристианом:
C> Вызывание мертвых мы опустим, а вот по поводу волхвования указание
C> совершенно
C> недвусмысленное. Надеюсь не нужно объяснять, что в то время волхвование и
C> астрология были неразделимы?
И не могу не разделить два явления:
1. ПОКЛОНЕНИЕ солнцу, луне, воинству небесному, - как языческие действия,
которые и дали, наверное, основные представления о том, что "наверху"...
2. Ворожба, знахарство и проч., - которые не обязательно были связаны с
астральными культами.
Слово "звездочет" - не встретилось в Торе не разу. (Вопрос переводов, по мере
"современизации" языка - уточнявших слова?)
В любом случае, похоже, что негативное отношение к астрологии "закладывалось"
или "формировалось" не столько в Библии или Торе, а сколько в порядке
исторического поступления, - с теми задачами или вопросами, которые возникали в
государствах или Церкви (а потом уже и в умах людей, строящих государства,
Церковь или теперь уже - себя) и которые требовали ответа государства или
Церкви. В Торе, как и в Библии вопрос, пожалуй, стоял только так: служение
Господу не совместимо с языческими культами или привычками. К которым были
отнесены и ворожба, и знахарнство, и прочая, прочая...
С уважением,
Ирина