Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Христианство и астрология
Date : 08 Oct 2000 21:03 GMT
From : Denis [Denis Kutalyov] (brol@pool-7.ru)
To : Irina Vichajte [Avilana]
Ирина, добрый день!
Рад, что Вы отреагировали на эту тему - с такими любопытными данными.
В свою очередь могу сказать, что перечитывая "О началах" раннехристианского
теолога Оригена, натолкнулся на любопытную главу "О троякой мудрости", где автор
делит всю мудрость на Премудростью Божью, мудрость мира сего и премудрость
князей мира сего. Премудрость Божья яснее всего открылась через Христа; мудрость
мира сего включает в себя всё искусство поэтическое, грамматику, риторику,
геометрию, музыку, и, возможно, медицину; а премудрость князей мира сего
означает "например, египетскую, так называемую тайную и сокровенную, философию,
астрологию халдеев и индийцев, обещающих высшее знание, а также многоразличные и
разнообразные мнения греков о Божестве". То есть, астрология ставится в один ряд
с классической греческой философией (и это далее развивается в указанной главе).
Таким образом, очевидно, что астрология вызывала непрятие церкви именно в той
разновидности, которая исходила из мнений о Божестве и обещаний высшего знания,
отличных от христианского.
Но поскольку астрология как таковая и не претендует считать планеты и Зодиак
богами, то очень даже понятно, почему астрология в христианском мире была очень
распространена: и в Византии - где срели астрологов были и митрополиты, и
патриархи, и императоры, и в позднесредневековой Европе - где БОЛЬШИНСТВО
астрологов были монахами или имели духовный сан. При этом доминирующая
концепция, позволившая спокойно включить астрологию в ряд христианских наук,
звучала примерно так: "Звёзды управляют судьбой людей, но Бог управляет
звёздами; звёзды уступают Богу, а Бог – молитвам верующих" (Генрих фон
Ранцау, 16 в.).
Кстати отмечу, что астрология практически никогда не преследовалась инквизицией
- если астролог не смешивал её с тем самым вызыванием мёртвых, еретическими
воззрениями и всякой чертовщиной.
IV> Я бы не стала говорить так однозначно о конкуренции Господа Торы с другими
IV> божествами, как говорит Денис, - "логика" запретов идет несколько в другом
IV> русле, - в русле преимуществ монотеизма перед язычеством, преимуществ
IV> ЗАВЕТА
IV>как
IV> договора с ГОСПОДОМ, но это - другой разговор.
На самом деле, это практически одно и то же, поскольку других МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ
религий среди соперников иудаизма тогда, собственно, и не было. Все остальные
распространённые верования были как раз языческим политеизмом. А вот у
христианства в первые века н.э. были такие крупные соперники, как митраизм и
манихейство - и в обоих этих религиях астрология играла очень большую роль. И
это, сами понимаете, заставило первых христиан с баальшим недоверием относиться
к любым астрологическим идеям. Но опять же - это был вопрос идеологии и
политики.
С уважением,
Денис Куталёв