Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: О понимании основ астрологии
Replies: 9334 9336 9338
Date : 22 Oct 2000 22:32 GMT
From : Albert R. Timashev [arta] (arta@astrologer.ru)
To : Denis [Denis Kutalyov] (brol@pool-7.ru)
Доброй ночи всем!
D> ...соотношение астрологии с мантикой...
D> если трактовать астрологию как систему гадания, то глупо требовать,
D> чтобы у всех астрологов был единый взгляд на ту или иную астрологическую
D> технику.
Эта тема поднимается на Форуме уже не первый раз, а коли так, то постараюсь
высказать свое мнение наиболее полно, подробно и безапелляционно :) Конечно же,
к возражениям я готов, но мне кажется, что приведенные ниже доказательства
коренного отличия астрологии и мантики достаточно убедительны, чтобы снять этот
вопрос с повестки дня, по крайней мере, очень надолго ;) Однако, я буду
благодарен, если кто-нибудь сможет привести веские контр-аргументы против моих
доводов. Итак.
ТЕЗИС.
Вследствие утери части базовых методов прогноза, астрологи начали
заимствовать отдельные методы мантики, что послужило причиной вырождения
астрологии.
Наибольший вклад в мистификацию астрологии внесли люди, привнесшие в нее
элемент гадания, то есть символизм. Древние астрологические тексты ясно
показывают, что с момента своего возникновения и вплоть до средних веков
астрологические трактовки носили весьма конкретный и практический, а отнюдь не
символический характер. Например, если Сатурн имеет свойства холода и сухости,
то холод и сухость проявляются под его влиянием буквально и в погоде, и в
комплекции человека, и в характеристиках периодов его жизни. В противовес этому
мантические системы всегда носят универсальный символический характер,
поскольку они являются системами медитативных ключей. При этом не следует путать
астромантику с астрологией. Астромантика - это гадание по звездам, в то время
как астрология - это наука о приговорах звезд.
Основой астрологии являются два базовых принципа: аналогия (например, холод
как качество Сатурна - холод в погоде - холод в отношениях) и подобие (то, что
внизу, подобно тому, что вверху) - а в мантике таковой выступает система
медитативных символических ключей-паролей, которые сами по себе не несут
никакой информации, а являются лишь кодами доступа к информации. Поэтому те,
кто привнес мантические подходы в астрологию, нанесли ей огромный ущерб, размыв
ясный практический смысл астрологических трактовок.
Утеря понимания единой структуры астрологии привело к ее профанации
всевозможными шаманами от астрологии, которые не понимали ни ее смысла, ни
являлись астрологами по существу.
Коренное отличие астрологии от мантики заключается в том, что астрология
изучает связь между детерминированной повторяемостью конфигураций планет с
повторяющимися событиями на земле. Именно это говорит о научности астрологии как
системы, поскольку любой научный эксперимент строится на устойчивости и
повторяемости результатов. Эти свойства астрологических методов дают право
считать астрологию наукой. Однако, пока лишь в потенциале, поскольку современная
астрология имеет мало общего с настоящей астрологией, возникшей и существовавшей
в древности. В XVII веке и позже древняя астрологическая система подверглась
невиданным по масштабам искажениям и "дополнениям". Это произошло вследствие
смены научной парадигмы с аристотелевской метафизики, служившей две тысячи лет
теоретической и философской базой астрологии, на ньютоновскую физику, что, в
свою очередь, вызвало волну неудачных попыток втиснуть астрологию в новую
картину мира. Однако, сегодня на нашем современном уровне научных знаний и с
нашими современными техническими возможностями у нас есть все шансы восстановить
по дошедшим до нас трудам астрологов древности хотя бы часть утерянного и
забытого знания. А в дальнейшем заняться совершенствованием и дальнейшей
разработкой научных методов астрологического прогноза.
Ведь несмотря на то, что некоторые конфигурации планет могут повторяться один
раз в тысячи лет, это вовсе не означает, что сами принципы научного эксперимента
- устойчивость и повторяемость - как-либо нарушаются, или что их невозможно
отследить - именно ради этой цели в Китае и Вавилоне велись регулярные записи
событий на небе и на земле на протяжении тысяч лет, которые и послужили
базой для создания развитых астрологических систем, остатки которых сохранились
до наших дней.
Неоспоримым подтверждением существования строгих астрологических
прогностических систем в древности являются традиция Бхригу-астрологов в Индии и
наличие предсказательных книг в Китае. Даже Нострадамус в XVI веке еще отчасти
владел такой системой, о чем свидетельствует его письмо к каноникам Оранжа
(http://Astrologer.ru/Nostradamiana/ns_other/orange-rus.html), где он "читает"
астрологическую карту и в заключение утверждает: "Однако, если есть в вашем
городе кто-нибудь знакомый с астрономическим учением, пусть ознакомится с
представленным мной чертежом, и, если он понимает в этом деле, он увидит, что я
говорю чистую правду".
Другое коренное отличие астрологии от мантики заключается в том, что с
помощью астрологии можно изучать события прошлого и использовать полученную
информацию для прогнозирования будущего и настоящего, и поэтому астрологию можно
использовать как метод исторического анализа.
При помощи астрологии также могут быть исследованы причинно-следственные
связи, поскольку в ней изначально присутствует ярко выраженный акцент на
причинности, и поэтому она может быть применена для изучения механизмов
судьбы.
Хорарная астрология часто рассматривается как чисто мантический
астрологический метод, однако это в корне неверно. Хорар есть гороскоп мысли,
то есть он описывает информационный объект, отличающийся от человека только тем,
что он не имеет непосредственно воспринимаемого органами чувств физического
воплощения. В мантике информация исследуется посредством интуиции. Астрология же
исследует информацию на основе законов причинно-следственных связей. Поэтому в
хорарной астрологии, как и во всех других разделах астрологии, интуиция не
является необходимым условием, поскольку существуют четкие правила трактовки
хорара, основанные на астрологических знаниях. В результате один и тот же
расклад разные гадатели протрактуют по-разному, а профессиональные астрологи
дадут одинаковое суждение по одному и тому же хорару. Причем в обосновании
суждений по хорару применяется логическая, научная система обоснований, что
принципиально противоречит мантическим практикам. Правило и ритуал - это две
абсолютно разные вещи. Внешне они могут быть похожи, но в одном случае
используется правило трактовки, то есть проводится анализ, а в гадании
проводится ритуал, то есть происходит прямое включение, таким образом в
мантике анализ ситуации отсутствует как таковой. При этом в мантике нарушение
ритуала приводит к фатальному сбою системы, а нарушение одного или двух правил
трактовки в астрологии приводит лишь к частичной ошибке, следовательно
устойчивость результата астрологического метода значительно выше и в меньшей
степени зависит от состояния астролога.
Поэтому все те, кто не имеют системы анализа, и говорят о мантике, о
гадании, о "включении" и так далее. Но к астрологии это не имеет ни малейшего
отношения.
Более того, для изучения астрологии достаточно трудолюбия, наличия нужной
информации и практики, а для мантики необходимы определенные индивидуальные
качества. Открытиями какого-то гения от астрологии, допустим, Вильяма Лилли или
Клавдия Птолемея, могут пользоваться миллионы, получая при этом неплохие
результаты. В мантике же ситуация обратная - гениальные гадальщики не в
состоянии передать свой опыт другим, поскольку он неразрывно связан с их
дарованием. Ярким примером этого может служить система Леннорман, которая
неработоспособна ни у кого, кроме ее автора. В этом мантика подобна магии. Как
говорил Дон Хуан, даже если ученик честно и самоотверженно прошел все этапы
обучения, это ни в коей мере не является гарантией достижения результата. В
астрологии определенный результат в ходе обучения гарантирован всегда, и
зависит лишь от качества преподавания и способности обучающегося к анализу, то
есть вполне предсказуем даже в самом начале обучения.
В античности существовало деление наук на квадривиум (прообраз точных наук) и
тривиум (прообраз гуманитарных наук). В квадривиум входили: арифметика,
геометрия, музыка и астрология. В тривиум - грамматика, логика и риторика. При
этом из наук квадривиума арифметика изучала число, геометрия - меру, музыка -
гармонию, астрология - смысл.
Таким образом, астрология понималась в древности как наука о смыслах или
качественная теория информации, как бы мы ее назвали сегодня.
Однако, очевидно, что обобщенная качественная теория информации вовсе
необязательно должна в качестве базовой модели использовать только звездное
небо. Коль скоро в мире все есть информация, главное - это научиться ее
извлекать, а уж из чего и как - вопрос чисто технический.
В этом свете, обобщенная наука о смыслах покрывает все поле, на котором
находятся и астрология, и мантика, поскольку она [гипотетически] позволяет
строго формально описывать любые информационные объекты на основании любых
базовых моделей (процессов). А поскольку информация присутствует во всем и обо
всем, то вопрос состоит лишь в сложности ее получения из конкретного источника
(модели, процесса), то есть в целесообразности, экономичности его использования.
В этом смысле, извлечение информации из звездного неба выглядит одной из
простейших задач высшего раздела общей науки о смыслах, во-первых, в виду
хорошей доступности неба для наблюдений, во-вторых, в виду высокой
предсказуемости явлений, происходящих на нем, и, в-третьих, в очевидной
формализации их связи с земными событиями через принцип подобия.
Мантические методы более сложны с точки зрения формализации, поскольку их
суждения основаны на интерпретации принципиально непредсказуемых, случайных
процессов, да и принцип подобия необходимо применять к ним весьма аккуратно. С
другой стороны, их доступность для "наблюдения" выше, чем у звездного неба,
которое может быть, например, застлано тучами.
Однако, очевидно, что в общей теории смысла должно существовать как минимум
два класса задач, определяемых по типу базового процесса, служащего им базовой
моделью: детерминированные (как астрология) и случайные (как мантика).
Соответственно, методы и подходы к решению этих задач должны быть, по всей
видимости, принципиально отличны в виду полной противоположности заложенных в их
основу принципов.
С уважением,
Альберт Тимашев
P.S. Денис, если какие-то идеи из вышеизложенных пригодятся тебе в твоей
диссертации (особенно в разделе об определении астрологии), просьба сослаться на
меня, так как после обсуждения в Форуме и, возможно, доработки, этот материал
будет опубликован в виде статьи на Astrologer.ru, а может быть и в
астрологической прессе.