Портал "Русская Профессиональная Астрология"
Subject: Re: Каббала
Replies: 27729
Date : 07 Dec 2007 21:25 GMT
From : Arye Neishlos [moderator] (aryeneishlos@optonline.net)
To : Olya Andersson [olyaolya] (olya.andersson@soderhamn.com)
Уважаемая Оля,
Попытаюсь ещё раз объяснить почему Каббала это не наука и почему вы не правы.
В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить
Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в
истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно,
что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух
понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого
ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала»
появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие
массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской
"наука", почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что
изобретатели не всё просчитали до конца.
Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки – Каббалу, полностью
приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите –
верьте, хотите – нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей
пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и
убедимся , что там нет даже намека на то, что Каббала – это наука в её
классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а
всего лишь фантазия "новых каббалистов" , она не стоит серьезного к себе
отношения ! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не
то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге "Эц Хаим": "Не
переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В
их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность...". Источником
этих слов служит книга Зоар в главе "Итро" лист 86 : «Не слышал – не говори». То
есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если Каббала – это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет
себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее?
( И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если
уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить
человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д.
Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно,
если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их
желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях
. Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова
"хохмат а-Каббала" , т. е. – мудрость Каббалы, переводятся как "наука Каббала".
.. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так
что у него складывается полная иллюзия что Каббала – это, несомненно, наука...
Если проверить как следует, можно убедиться , что в своих статьях они не
приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже
если приводиться цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми
выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их "открытия". А если
это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали
каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как
в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном
признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем,
сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали
и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих?
Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не
больше самого "гуру", никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические
круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это
из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных
дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты,
способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?
А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков
изучали Каббалу – в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так
вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых
каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как
интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь
проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без
рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением
профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда .
И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое
по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете
учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то
это займёт ещё 4-5 лет. И тогда... А откуда вдруг появилось в «науке Каббала»
«шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное
коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически
ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания
«шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет
упоминания об этом чувстве...
И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале
есть козырный аргумент.
Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать
всем!
A что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых
каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется
распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с
религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о
человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.»
...Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Оля, были религиозной, верили в русалок и
кентавров... А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется ...
А откуда появилась эта дата – 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно,
принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя
50 лет (по одному из мнений – начиная с 1995 г .) , его учение распространится в
мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые
устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же
называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам –
благословенна память о нем – и его сына рава Боруха Шолема Ашлага –
благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые
каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они
осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение
своего учителя – а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин
называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение
того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и
ученик р. Ашлага – рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной
жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
"Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и
организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует
имя рабби Ашлага, автора книги "Сулам" – благословенна память о нем. Я публично
заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно
берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях... Они берут
всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от
исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага" ...
... Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и
мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить
человека – дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять
на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы,
заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди
и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет
права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст
учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего
общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые
институты." ( «Асулам» стр. 135)
Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах,
прикрывающихся его именем.
Dr. Arye L. Neishlos